22 октября 2015 года в Киевской школе экономики прошел круглый стол на тему: «Дизайнеры, производители, байеры – каким быть трехстороннему взаимодействию?», который объединил в творческой дискуссии дизайнеров, производителей, бейеров и экспертов отрасли легкой промышленности.

Модератором дискуссии была главный редактор Delo.UA Катерина Венжик.

В круглом столе приняли участие:

– Татьяна Изовит, вице-президент украинской Ассоциации предприятий легкой промышленности «Укрлегпром»;

– Вероника Селега, директор по развитию MustHave;

– Алина Еловенкова, PR-директор MustHave;

– Светлана Зозуля – дизайнер и имидж-консультант;

– Голда Виноградская, дизайнер, основатель бренда GOLDA и организатор национального проекта Fashion Globus Ukraina;

– Мария Терехова, организатор конкурса молодых дизайнеров New Fashion Zone»;

– Ирина Филенко, управляющий партнер консалтинговой группы “Marketing Hub”;

Антонина Головко, руководитель проекта NAMESUA;

Кристина Косаренко, директор ООО «Киевская фабрика художественных изделий»;

– Микеле Пульизи – финансовый директор ООО «Киевская фабрика художественных изделий»;

– Елена Рудиленко, украинский производитель ТМ «Герань»;

– Александр Грасс, владелец ТМ «Grass»;

– Елена Плацких, Ekonomika Communication Hub и другие.

На круглом столе обсуждались такие вопросы как: секреты успеха украинской одежды на украинском и зарубежном рынке; производство тканей в Украине; преграды и возможности украинского легпрома, перспективы его развития; создание сильного бренда на украинском и зарубежном рынках; конкурентоспособность украинских вещей и многие другие.

Основное внимание во время круглого стола было уделено вопросам, очерчивающим основные проблемы украинского легпрома.

Кратко о ситуации в отрасли:

  1. Украине досталось в наследство от СССР свыше трех тысяч предприятий легкой промышленности, большинству из которых удалось удержаться на плаву только благодаря работе по давальческим схемам с зарубежными брендами. К примеру, украинские предприятия отшивали одежду и обувь для таких известных брендов как: Bugatti, Esprit, Gebr. Weis, Kardstat Quelle, Mexx, Moda Spiga, Perri Ellis, Zara, Benetton, Conbipel, Esprit, Gerry Weber, Kookai, Laura Ashley, Max Mara, Next, Steilmann, Top Shop, Wallis, Hugo Boss, Diverse, Grosso Moda, Karstadt, Maratex, Mexx, Roxy, Staff, Walker, Frank Henke Mode GmbH, Franken Walder, Betty Barclays, Vera Mont, Armand Thiery, Celio, Fellini, Galeries Lafaytte, Gianni Ferrucci, OVS, Prado, Triumph, Iceberg, Sandro, New Look, BCBG, Licona, Peter Kaiser, Bagir и других.
  1. Схемы работы, которые используют предприятия, как правило, следующие:

− производство на условиях давальческого сырья;

− производство продукции на экспорт;

− производство продукции для внутреннего рынка. Наиболее выгодно производство и реализация продукции на внутреннем рынке либо ее экспортирование, однако из-за отсутствия отлаженной системы сбыта украинским компаниям приходится работать под заказ с иностранными компаниями. Сейчас большинство предприятий легкой промышленности работает по давальческим схемам. На сегодняшний день иностранные заказы составляют около 70% структуры производства отечественных предприятий.

  1. Крупные украинские фабрики не спешат производить продукцию развивать и производить продукцию под собственной торговой маркой. Среди основных причин: отсутствие налоговых льгот, государственных программ по поддержке национального производителя, опыта, квалифицированных специалистов, инвестиций, жесткая политика крупных ритейлеров и торговых сетей, огромный импорт дешевой продукции из Китая и т.п. Но есть и успешные примеры развития собственного бренда, например, ТМ Arber, Dolcedonna, MustHave и другие.

Существует целый ряд проблем развития легкой промышленности, которые озвучивали  эксперты:

  • почти полное отсутствие нормальной сырьевой базы. Предприятия легкой промышленности Украины более чем на 90% зависят от импорта сырья и материалов: это – хлопковое волокно, химические волокна и нитки, шерсть, пряжа, кожсырье, ткани, красители и другие текстильно-вспомогательные вещества;
  • отсутствие благоприятных условий для закупки технологичного оборудования, которое не производится в Украине. Практически на всех фабриках оборудование давно изношено и морально устарело. Новое стоит огромных денег и в большинстве своем не производиться в Украине;
  • наполнение внутреннего рынка импортными товарами, в том числе товарами с заниженной таможенной стоимостью и товарами «секонд хэнд», которые ставят в неравные условия украинских производителей;
  • отсутствие эффективного собственника, который инвестировал бы капитал для долгосрочной работы предприятия и выпуска продукции, а не для его перепродажи, перепрофилирования или ликвидации;
  • отсутствие налоговых льгот для предприятий легкой промышленности;
  • деление крупных швейных, трикотажных, обувных предприятий на мелкие производства, которые переходят на упрощенную систему налогообложения, единый налог или в теневое производство;
  • дефицит квалифицированных кадров рабочих специальностей, так называемых «синих воротничков». Работать на фабриках за небольшие зарплаты желает с каждым годом все меньше и меньше женщин. Люди рабочих профессий массово покидают страну, а в швейных училищах наборы падают с каждым годом;
  • нелояльность торговых сетей к украинским производителям.

Несмотря на изложенные выше проблемы, участники круглого стола «Дизайнеры, производители, байеры, – каким быть трехстороннему взаимодействию?» пришли к выводу, что легкую промышленность Украины стоит рассматривать как перспективную и инвестиционно-привлекательную отрасль. Для этого есть несколько причин: (1) по оценкам экспертов рынок одежды и обуви входит в 20 самых развивающихся рынков Украины; (2) смена предпочтений отечественных потребителей: постепенный отказ от импортируемых товаров низкого качества, реализуемых на рынках. Да и цена на отечественную продукцию ниже; (3) появление в регионах новых ТЦ. Данная тенденция позволяет постепенно вытеснять из этого бизнеса рыночных торговцев, и уже в течение ближайших лет торговля товарами легкой промышленности окончательно переместится в магазины.

В тоже время, участники круглого стола пришли к выводу, что решить вышеизложенные проблемы без продуманной протекционистской политики защиты своего отечественного производителя на уровне государства невозможно. Но сейчас ситуация обстоит так, отрасль брошена на произвол. «Торговые марки одежды Украины обречены на успех не благодаря, а вопреки», – к такому собирательному выводу пришли участники круглого стола.

Организатором мероприятия выступил конкурс молодых дизайнеров одежды и аксессуаров New Fashion Zone, основная цель которого – открыть новые лица в мире моды и  представить талантливых, прогрессивных,  идейных украинских дизайнеров на международной арене.

Комментарии участников круглого стола:

Татьяна Изовит

Географическая близость Украины к Европе в общем-то и определила одну из неслучайных её ключевых специализаций – легкую промышленность. Сейчас в Украине около трех тысяч предприятий легкой промышленности – от обувных до чулочно-носочных фабрик, на которых работает 72 тыс. штатных сотрудников, для сравнения, в начале 90-х их было 750 тысяч.

Если говорить о структуре наполнения внутреннего рынка Украины товарами легкой промышленности, то 33% – это собственное производство, экспорт и импорт, а 67 % –контрабанда и контрафактная продукция, теневое производство.

В географической структуре импорта одежды в Украину 59% занимают товары из Китая, 11% – из стран Азии, 8% – из Европы и 3% – из стран СНГ.

Уже  практически второй десяток лет  происходит то, что одной фразой можно назвать «дискриминация национального производителя на внутреннем рынке Украины».

Две трети  рынка товаров легкой промышленности – в тени. Этому способствует, упрощенная система налогообложения, которая дает возможность осуществлять продажу, в первую очередь,  импортной продукции без учета и контроля. Такая система привела к дискриминации национальных производителей. Монополию на рынке занял низкокачественный китайский товар.

Легпром практически полностью сырьезависим. Хлопка у нас никогда не было, и расти не будет. Лен мы выращивали, но сейчас нет условий для восстановления прежних объемов. Шерсть производим, но 40% отрасли сосредоточено в Крыму. Кожа есть, но опять-таки, поголовье у нас сократилось  с 25 млн. до 4 млн. Мы зависим от агросектора, но самая главная задача – сохранить работающие отрасли и нарастить объемы, чтобы мы могли использовать внутренние сырьевые возможности.

На сегодняшний момент та политическая и экономическая ситуация, в которой оказалась Украина, активизировала спрос на отечественные товары легкой промышленности, этому способствовали так же оборонные заказы. Поэтому сейчас нам важно использовать сложившуюся ситуацию для активного развития легкой промышленности и принятия государственных решений, обеспечивающих равные конкурентные условия для отечественных производителей на внутреннем рынке.

Основная задача Ассоциации предприятий легкой промышленности «Укрлегпром» – показать украинскому потребителю красоту, надежность и безопасность украинской продукции. 

Светлана Зозуля

До событий, которые произошли на Майдане в начале 2014 года, существовал стереотип, что все, что производилось в Украине не очень хорошего качества, но после Майдана, не смотря всю трагичность ситуации, все украинское стало модным, и не только в нашей стране, но и в мире. Главное – это качество продукции.

Катерина Венжик

Время показало, что ждать изменений законодательного, в т.ч. и  налогового поля, бесполезно. Но, не смотря на это в Украине, есть много примеров ведения успешного бизнеса. Изучив опыт разных отраслей и предприятий, могу сказать, что получается у тех, кто объединяется, продвигает совместно общую идею. 

Алина Еловенкова, PR-директор MustHave

Пример MustHave демонстрирует, что в Украине можно создавать успешный бизнес в fashion-индустрии. Пять лет назад, у нас было два сотрудника и один комплект базового швейного оборудования, а сейчас мы отшивает 1500 единиц товара в месяц и это количество постоянно растет. Мы открыли свой интернет-магазин и 2 шоу-рума, работаем с оптовиками. Мы постоянно приобретаем новое оборудование, и запускаем новые линии, например – пальто. И никогда не собираемся останавливаться на достигнутом.

Главные факторы, которые могут реанимировать украинскую легкую промышленность – это продуманная законодательная база, субсидии на развитие текстильных фабрик и государственная поддержка для уже существующих небольших производств и брендов, которые могут предлагать украинцам достойный продукт.

Ирина Филенко

Запрос на украинский стиль, украинских дизайнеров в Европе есть. Для некоторых  – это возможность отличиться, используя тренд, найти свежую волну, например, при расширении на Восток своих коллекций. Да, иностранцы готовы инвестировать, в том числе в разработку новых дизайнерских коллекций, создание новых имен.

В целом производство одежды  как бизнес остается перспективным, так как, во-первых, требует сравнительно небольших вложений, во-вторых, окупается весьма оперативно. Если расчет, конечно, правильный. 

Мария Терехова

Мы создавали конкурс дизайнеров New Fashion Zone с целью мобилизоваться, в первую очередь «мозгами». И не важно, где ты будешь продавать свою продукцию в Украине или в мире – главное объединяться с целью лоббирования интересов, ведения совместной деятельности. Мы должны создавать прибыльные предприятия, доказывать, что наши идеи и продукция конкурентоспособна, и мы можем платить налоги, выплачивать достойные заработные платы, поднимать и развивать экономику Украины.

Голда Виноградская

Нужно делать все сообща, тогда это красиво. Например, мы, украинские дизайнеры, объединились и создали национальный проект Fashion Globus Ukraina. Мы сотрудничаем с Министерством иностранных дел Украины с целью презентации и продвижения коллекций национальных дизайнеров, в том числе и моей, на зарубежные рынки. Мы участвовали в разработке программы с Министерством образования по поддержке легкой промышленности в Украине начиная с профтехучилищ. Нужно объединяться, сойтись в некий пазл и выиграть от такого объединения, важно показывать цепочку дизайнер -производитель – училище – страна – престиж – социальная ответственность. Если мы сделаем это сообща, то это будет круто. 

Кристина Косаренко

В Украине существует проблема с квалифицированным персоналом, в частности со швеями. И как бы мы не хотели делать продукцию качественной, шьют ее наши швеи, которых становиться все меньше и меньше. В легкой промышленности назрела острая проблема с кадрами, поэтому нужно внедрять программы по обучению персонала, поддерживать профтехучилища, популяризировать «рабочие» профессии. 

Микеле Пульизи

Украина имеет очень большие возможности для создания бизнеса,  потому что в этой стране нет НИЧЕГО!  Да, вам нужно делать все! Поэтому в будущем это может дать большие возможности. Это, во-первых. Во-вторых,  я думаю, что Украина пойдет в Европу. И если вы пойдете в Европу, то страна через 5-6-7 лет может измениться. Чтобы понять, о чем я говорю, езжайте в Польшу или Венгрию, посмотрите – как эти страны изменились за 6-7-8 лет. Поэтому в Украине могут быть очень хорошие возможности для создания бизнеса.

Одна из основных проблем состоит в том, что в Украине нет развитого финансового рынка.  В каждой стране для экономики необходимо присутствие финансовой системы. В Украине ее нет. Это проблема, которую никто не может решить. Та же проблема была много-много лет назад в Италии. Банковская система дала возможность реорганизовать систему. Сейчас Украина в той же ситуации. Но правительство страны не имеет денег для этой операции. Сейчас, если Украина пойдет в Европу – это первая проблема, которую придется решать. Европейские банки, европейская финансовая система – они помогут этой стране. Это важный вопрос, который должно понять правительство. А правительство ничего не делает. 

Александр Грасс

Сейчас мы сталкиваемся с тем, что клиент начал переходить от других  (иностранных) производителей на украинских. Другими словами, возрастает сегмент сознательных людей, которые осознано покупают товары украинского производства. И это здорово! Эту культуру нужно растить и развивать. И задача нашего бренда, в первую очередь – представить, донести до клиента то, что мы есть, то, что нас легко купить и что наше качество может конкурировать с другими заграничными брендами.

Конечно, очень большие изменения нужно сделать в законодательной базе, на уровне правительства. Потому что мы сейчас видим, что наши ткани неконкурентоспособны. Производство тканей находится в полном упадке. Точно также как  и техническая база, профессиональное образование  и т.д.

You may also like

Leave a reply