Крупнейший игрок на рынке доступа к интернету в корпоративном сегменте и лидер рынка спутниковых коммуникаций “Датагруп” пережил смену руководства. Сейчас в компании идет период внутренних реорганизаций: рассматривается возможность повышения эффективность бизнеса, выхода в новые ниши и запуска новых услуг. Об этом и дальнейших планах развития “Датагруп” в интервью “ТОП-100” рассказал новый CEO оператора Михаил Шелемба.
Расскажите о переходном периоде компании, когда вы принимали дела у Александра Кардакова. В каком состоянии вам достался бизнес и что успели сделать?
Компания досталась мне в период перемен. Александр Кардаков запустил ряд важных изменений в организационной структуре и бизнес-процессах, подготовил хорошую платформу для трансформации бизнеса.
В первые 100 дней я сфокусировался на трех приоритетных направлениях. Первое — усиление и консолидация команды. “Датагруп” всегда славилась как одна из сильнейших команд на рынке. Я горжусь нашими продавцами и технарями, много талантливых коллег работает в департаментах поддерживающих функций, но по ряду направлений были пробелы, которые мы уже почти заполнили. Например, мы создали в компании группу экс-консультантов и аналитиков с опытом трансформации телеком-бизнеса. Их задача — прорабатывать инициативы по операционному улучшению, оптимизировать бизнес-процессы и помогать менеджменту компании их внедрять. Эта группа уже проработала ряд инициатив, которые помогли нам в IV квартале увеличить EBITDA-маржу. До конца года у нас также будут утверждены новые KPI и система мотивации, нацеленная на то, чтобы все подразделения работали на единый результат.
Второе — повышение операционной эффективности ключевых процессов, таких как подключение новых абонентов и закупки. Не скажу, что мы уже достигли намеченных целей, но первые результаты есть: благодаря внедренным изменениям в ноябре темпы строительства выросли на 30% по сравнению со средним показателем до июля, в том числе по приоритетным проектам в шесть раз.
Еще один пример изменения ключевых бизнес-процессов — закупки. Если раньше они были достаточно децентрализованы, то после проведения анализа основных потребностей, по которым мы готовы заключать годовые контракты, ожидаем 15-20% экономии. Это касается всего, что связано с подключением нового клиента: телеком-оборудования, техники, необходимых материалов. Уже сейчас мы договорились о стратегическом партнерстве с одной из ключевых компаний-лидеров в разработке CRM. В следующем году мы внедрим CRM-систему, электронный документооборот, Field Force Management, Customer Service Desk и другие инструменты на базе одной платформы. В 2017 году наша цель — максимально оцифровать все процессы, что поможет увеличить эффективность работы компании на 15-20%.
Третий приоритет — это обновление стратегии, но мне бы пока не хотелось об этом говорить.
Планирует ли компания запуск новых продуктов? Основатель Horizon Capital Елена Кошарная (фонд является мажоритарным акционером “Датагруп”. — Ред.) говорила о росте капитализации компании за счет инновационных решений.
Мы прекрасно понимаем, что глобальный телеком-рынок движется к тому, что базовые продукты становятся товаром широкого потребления, маржа на операторские услуги снижается, поэтому мы далеко не первый телеком-оператор, который переходит к “околооператорским” сервисам, имеющим добавленную стоимость. Есть некоторые обязательные для отрасли продукты, например cloud или индивидуальные решения, которые создают для клиента добавленную ценность.
“Облако” — продукт, который еще недавно был новшеством на рынке, сейчас он быстро становится частью базового предложения. Как и в других продуктах, мы и здесь хотим предоставить лучшее решение для наших клиентов, поэтому запускаем гибридный вариант. Это будет интеграция нашего “облака” в Украине с “облаком” Microsoft Azure, связь с европейским сервером которого будет проходить по Express Route (каналом передачи данных с минимальной задержкой). Мы хотим быть первыми в Украине, кто запустит данное облачное решение на новой платформе Microsoft Windows Server 2016. Сейчас идет активное тестирование, а в январе следующего года сервис полностью заработает.
Что касается индивидуальных решений, мы работаем над усилением нашего продуктового предложения, укрепляя R&D-отдел. Его фокус будет двухвекторным: технологии (cloud, M2M, IoT и проч.) и специфические решения для отдельных индустрий (IT-сектор, медицина, агросектор, оборона и др.).
Сколько у вас сейчас клиентов в каждом из этих секторов?
У нас очень сильные позиции в B2B-сегменте по всем секторам. Мы уверенно себя чувствуем в банковском секторе, IT, обороне и безопасности, сельском хозяйстве и промышленности. Наблюдая, какие инновации происходят в этих отраслях и на что есть спрос у клиентов в Украине, мы разрабатываем новые продукты. Сейчас “Датагруп” находится в процессе обновления стратегии. По ее результатам в первом квартале следующего года мы соберем всех ключевых клиентов и расскажем, куда движется оператор.
В SMB мы фокусируемся на создании коробочных решений, которые перекрывают потребности клиентов во время основных событий в жизни их бизнеса. Например, при переезде в новый офис мы предложим единое решение на базе инфраструктуры телеком-услуг. Мы также работаем над созданием единого портала, где будут собраны все решения для среднего и малого бизнеса, которые мы поможем предложить нашим клиентам.
Мы сейчас говорим об интенсивном росте за счет внедрения инновационных решений, повышения эффективности работы компании. А что вы можете сказать об экстенсивном росте, увеличении доли рынка в определенных сегментах?
Если посмотреть на динамику развития корпоративного сегмента, то рынок почти не рос с начала 2012 года. Но даже в этих условиях нам удалось значительно нарастить свою долю в В2В-сегменте. Сегмент SMB в этом году у нас тоже вырос на 30%, значительно опережая рынок.
Что касается спутника, то на этом рынке нам приходится создавать спрос, а не просто делить его с другими конкурентами. Мы много общаемся с коллегами из Европы и пытаемся понять, чем эти технологии могут быть полезны для нас. Например, у нас есть проект морских антенн. Для кораблей в прибрежных водах это едва ли не единственная возможность обеспечить связь. Первая морская антенна недавно успешно заработала. Мы также изучаем возможность обеспечить Wi-Fi в поездах на базе спутниковых технологий. Кроме того, у корпоративных клиентов много заявок на спутник, и я думаю, мы сможем увеличить этот сегмент бизнеса на 15-20% в 2017 году.
Как вы оцениваете нынешнюю политику телеком-регулятора?
Мне бы хотелось видеть более активные действия регулятора. Как выходец из сферы финансов, я вижу некоторые аналогии с банковским сектором. К чему привел неконтролируемый рост количества мелких банков в Украине? В конечном итоге это привело к массовому банкротству банков и финансовым потерям клиентов. Так же и в телекоме: от слабых действий регулятора страдает не только рынок, но и в первую очередь конечные пользователи, которые часто получают услугу низкого качества.
Приведу пример. “Датагруп” не позволяет себе идти на компромисс с качеством услуги ради снижения себестоимости, а локальные операторы делают это сплошь и рядом, потому что бороться за клиента они могут преимущественно только ценой. В итоге клиент получает услугу дешевую, но почти гарантированно с нестабильным качеством.
В этом частично виноваты и регулятор, и сами игроки рынка. Крупные операторы конкурируют между собой, опуская цену все ниже и ниже минимальной стоимости поддержки инфраструктуры, начинают кросс-субсидирование этого сегмента за счет других подразделений. Таким образом, мы сами приводим к тому, что мелкие операторы получают цену на доступ к интернету значительно ниже, чем он реально стоит. Здесь невидимая рука рынка не справляется, потому что такая модель неустойчива в долгосрочной перспективе, и в конечном итоге пострадают пользователи, если регулятор не будет предпринимать более решительные действия и контролировать качество услуг.
Сейчас в мире есть тенденция к тому, что крупные провайдеры и операторы покупают или заключают партнерство с компаниями-создателями контента. Есть ли у вас подобные проекты?
Такие инициативы рассматриваются, но пока озвучивать какие-то конкретные решения не буду.
Я, честно говоря, не видел ни одного оператора, которому удалось бы успешно интегрировать контентную часть. Есть очень много модных решений, о которых все говорят, но в условиях того же массового рынка с ARPU (средним ежемесячным доходом. — Ред.) в $4 большинство из них откладываются в долгий ящик.
У “Датагруп” в активе есть частоты, пригодные для LTE. Компания также входит в группу операторов, которая заказала британской Analysys Mason анализ рынка в рамках подготовки к запуску 4G. Какие у вас планы на эти частоты?
Да, у нас есть лицензии на частоты в полосах 1,5 ГГц и 2,3 ГГц. Проблема с частотой 1,5 ГГц в том, что для этих частот не такой широкий выбор оборудования, но они отлично подойдут для нужд спецсвязи.
Частота 2,3 ГГц, по результатам анализа Analysys Mason, — одна из наиболее перспективных для запуска LTE. Также мы с интересом смотрим на частоты 2,6 ГГц и 800 МГц, на базе которых можно будет выйти на рынок мобильной связи. Окончательное решение будет зависеть от нашей новой стратегии, позиции регулятора и других игроков рынка.
Автор:Беседовал Павел Красномовец
По материалам: “Дело”