Как в условиях роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги сократить выплаты по ним и одновременно добиться существенной экономии энергоресурсов, которые до сих пор в чрезмерном количестве потребляет отечественный жилищный сектор? Специалисты отвечают: провести его основательное реформирование. На этом они акцентировали во время киевского медиа-дня, который недавно состоялся при поддержке Проекта Группы Всемирного банка «Энергоэффективность в жилищном секторе Украины». 

Перспективы жилищной реформы

В последнее время вопрос реформирования жилищного сектора в Украине приобретает особую актуальность. С одной стороны, он не просто назрел – уже превзошел длительные ожидания. Специалисты говорят об оптимизации тарифов на жилищно-коммунальные услуги, но обычные граждане понимают дело по-своему: подобная оптимизация всегда связана с ростом цены и практически никогда – с улучшением качества оказанных услуг. Жилые дома в Украине стареют, на фоне подорожания энергоресурсов явной становится их энергозатратность, жильцы почти без надежды ожидают, что власть, наконец, примется за ремонт и модернизацию. Но власть разводит руками – в бедной стране достаточных средств на это не отыскать.

Надежда на коренные изменения в упомянутой сфере забрезжила в прошлом году: Верховная Рада приняла Закон Украины №417 «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», который предложил новые подходы к жилищному реформированию. Жителям многоэтажек предложено самим взяться за управление домами и вернуть себе ответственность за их функционирование. И особый акцент сделать на создании комфортных условий проживания в них за счет внедрения энергосберегающих технологий и оборудования. Если жители будут экономить энергоресурсы, то даже при растущих тарифах на них они будут платить за жилищно-коммунальные услуги меньше.

Целесообразность такого выбора подчеркнул руководитель Проекта Группы Всемирного банка «Энергоэффективность в жилищном секторе Украины» Гжегож Гайда. И добавил, что это не теория, а практика, апробированная странами Центральной Европы. Многие из них принялись реформировать собственный жилищный сектор в начале 90-х годов. Но если Украина в тот момент преимущественно ограничилась приватизацией жилья, центральноевропейские страны пошли значительно дальше и, в частности, взялись за термомодернизацию домов. Таким образом, теперь их энергоэффективность в 3-4 раза превышает украинский показатель. Особенно успешно эта работа была осуществлена в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии.

Украине теперь приходится наверстывать упущенное время. И чтобы успешно справиться с работой, отметил Гжегож Гайда, нужно максимально использовать европейский опыт. Такую возможность предоставляет, в частности, Проект Группы Всемирного банка «Энергоэффективность в жилищном секторе Украины», который работает с 2010 года при финансовой поддержке Швейцарской Конфедерации.

Энергетическая составляющая

Согласно данных Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Украины, отечественный жилой сектор потребляет на отопление 18 млрд. куб. м. газа. В 2014 году это составило 45% общего потребления голубого топлива в стране.

Как минимум, 80% всех потребностей в ремонте жилищного фонда связаны с экономией энергии или с ее распределением. При отсутствии теплоизоляции строения теряют 30-50% тепла.

По информации Министерства топлива и энергетики Украины, среднее ежегодное потребление из расчета на 1 кв. метр энергетического функционирования дома в нашей стране составляет 260 кВт. Этот показатель определяет, сколько энергии из разных источников нужно использовать для создания комфортного проживания. В странах Европейского Союза он колеблется между 90 и 120 кВт. А до 2030 года, как сообщил руководитель европейской инициативы «Соглашение Мэров-Восток» Святослав Павлюк, ЕС должен снизить этот показатель до 40 кВт. Это еще один аргумент в пользу того, что Украина должна активно взяться за решение вопросов энергоэффективности жилищного сектора.

Очевидность такого подхода диктуется и отечественными реалиями. За последние 10 лет потребление газа во всех секторах национальной экономики сократилось практически наполовину. Исключение составило лишь потребление газа населением: здесь сокращения ограничились лишь 1%. И только в 2014 году, когда цена на газ начала расти, объемы его потребления уменьшились на 11%. «Таким образом, мы создали ситуацию, при которой проекты энергоэффективности начинают становиться конкурентными, а их окупаемость – очевидной», – отметил Святослав Павлюк.

Государственная поддержка термомодернизации домов

Реальная ситуация, сложившаяся в тарифной политике, начала побуждать население к активным действиям по энергосбережению. Люди массово стали отказываться от потребления дорогого газа, устанавливать твердотопливные котлы, счетчики тепла, заботиться об утеплении домов. И все эти действия требовали значительных средств.

Специалисты Госэнергоэффективности определяют, что для проведения термомодернизации и установления индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) в многоэтажках и замены котлов в индивидуальном секторе понадобятся 700 млрд. грн.

К сожалению, в условиях экономического кризиса нехватка денег приобрела особую остроту. И тут государственная помощь оказалась кстати. Правительство внедрило программу по утеплению жилья, которая распространяется как на физические лица, так и на юридические – на объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) и жилищно-строительные кооперативы (ЖСК). Она также охватывает индивидуальный и многоквартирный сектора. В случае успешной реализации программы ежегодное потребление газа в жилищном секторе сократится на 11,5 млрд. куб. м.

Механизм государственной программы достаточно прост и доступен для восприятия. Он предусматривает возмещение части суммы кредитов, привлеченных на приобретение энергоэффективного оборудования и материалов. Для физических лиц это составляет 20% на приобретение негазовых котлов и 30% – на осуществление энергоэффективных мероприятий, а для проведения энергоэффективных мероприятий в многоквартирных домах (для ОСМД и ЖСК) – 40%.

В 2015 году правительство также пошло на радикальный шаг – оно увеличило долю компенсации энергосберегающих кредитов для получателей субсидий до 70%.

Заместитель директора Департамента – начальник управления государственной экспертизы Департамента технического регулирования энергоэффективности Госэнергоэффективности Роман Марецкий отметил, что «спрос на государственную программу со стороны физических лиц, ОСМД и ЖСК постоянно растет». Ее финансирование в 2015 году должно было составить 343,5 млн. грн. По состоянию на 11 декабря 2015 года Госэнергоэффективности перечислил деньги для банков на осуществление возмещения в размере 202,8 млн. грн.

Программа продолжена и на текущий год. При этом ее финансирование существенно увеличилось: на компенсацию части суммы «теплых» кредитов выделяется 893,9 млн. грн. 

Механизм реализации кредитного займа

Роман Марецкий подробно пояснил, как заемщики могут воспользоваться энергосберегающими кредитами.

Заемщик должен обратиться в банковское учреждение с соответствующим заявлением. В случае его одобрения он получает кредитные средства. Благодаря им заемщик закупает необходимое оборудование и осуществляет термомодернизационные работы. После их завершения физлица предоставляют банкам счет-фактуру, а ОСМД или ЖСК – акт выполненных работ. Затем информация передается в Сводный реестр заемщиков, а оттуда – в Госэнергоэффективности. После этого Агентство осуществляет соответствующее перечисление компенсационных средств банкам, предоставившим эти кредиты.

Срок выплаты помощи составляет от одного до двух месяцев. Он зависит от того, как быстро получаются необходимые документы банком и как быстро он вносит заемщика в Сводный реестр.

Роман Марецкий также дал перечень материалов, на которые распространяется государственная поддержка. Это материалы для проведения работ по термомодернизации внешних стен жилого дома, подвальных помещений, чердаков, крыш и фундамента. Также речь идет об окнах и балконных дверях с энергосберегающим стеклом, приборах учета тепловой энергии и воды, многотарифных счетчиках тепловой энергии, электрической энергии, тепловых насосах, солнечных коллекторах, радиаторах отопления, негазовых и неэлектрических котлах и пр. Полный перечень оборудования и материалов содержится в постановлении Кабинета Министров №1056 от 17 октября 2011 года «Некоторые вопросы использования средств в сфере энергоэффективности и энергосбережения».

Но при этом всегда нужно помнить, что в рамках государственной программы компенсируется часть стоимости строительных материалов и оборудования, а не работ, связанных с термомодернизацией дома.

В какие банки обращаться за «теплыми» кредитами

Участниками реализации государственной программы по термомодернизации жилья являются три государственных банка – «Ощадбанк», «Укргазбанк» и «Укрэксимбанк».

Заместитель председателя правления АО «Ощадбанк» Андрей Стецевич обозначил, что на средину декабря 2015 года его учреждением юрлицам было уже выдано 93 энергосберегающих кредита. «Физические лица, которые напрямую брали кредиты через учреждения «Ощадбанка», получили уже 1 млрд. грн. Речь идет о более чем 70 тыс. физических лиц. Это очень большой портфель. И качество обслуживания этого долга очень высокое».

Андрей Стецевич отметил, что прошлый год был определяющим в этом плане для банков. Ведь перед ними открылся рынок жилищно-коммунальных услуг. «Мы сейчас имеем дело с открытым рынком», – констатировал он.

Он также привлек внимание и к другому важному моменту. Сегодня коммерческие банки имеют излишнюю ликвидность, перед ними стоит проблема, куда вкладывать деньги. «Энергоэффективность – один из рынков, куда можно, на наш взгляд, смело вкладывать деньги. И те, кто зайдет на этот рынок, будут иметь достаточно работы в ближайшие несколько лет, а то и десятков лет».

Средний кредит, который ОСМД берут в «Ощадбанке», составляет 45-50 тыс. грн. «Но мы считаем, что это «проба пера»: ОСМД определяют, как работает механизм кредитования. Мы можем смело утверждать, что все ОСМД, взявшие упомянутые 93 кредита, обратятся за дополнительным финансированием», – сказал Андрей Стецевич. Ведь комплексная термомодернизация – дело достаточно дорогое: для утепления 100-квартирного дома необходимо потратить 2-3 млн. грн.

Начальник управления малого и среднего бизнеса Киевской областной дирекции ПАО «Укргазбанк» Андрей Гордиенко также остановился на кредитной программе «Тепла оселя», с которой работает его финансовое учреждение. Она также распространяется на физические лица, ОСМД и ЖСК.

По состоянию на конец 2015 года физическим лицам «Укргазбанк» уже предоставил более 13 тыс. кредитов на сумму более 221 млн. грн. На это время юрлица получили 78 кредитов на сумму более 10,8 млн. грн. Из этого количества кредитов 67 пришлись на ОСМД, а 11 – на ЖСК.

А в целом по состоянию на январь 2016 года по государственной программе банками было выдано 196 кредитов ОСМД и ЖСК на сумму более 16,5 млн. грн.

По мнению представителей банковского сектора, условия кредитования по программе термомодернизации домов являются  приемлемыми даже в сегодняшних непростых условиях. А затраты, направленные на энергоэффективность, окупаются уже за несколько лет. 

Региональный аспект

Очень важно, что правительственная инициатива относительно повышения энергоэффективности жилищного сектора поддерживается на местном уровне. По информации Госэнергоэффективности, в 2015 году принято 81 местную программу по возмещению части энергосберегающих кредитов. Речь идет о 18 областных программах, 32 районных и 31 городской. Также разрабатываются еще более 120 программ.

«Есть местные программы, предусматривающие компенсацию части тела кредита, есть такие, которые компенсируют именно процентную ставку, а некоторые внедряют собственные условия», – сказал представитель Госэнергоэффективности Роман Марецкий. Но в любом случае, все они поощряют собственников частных жилищ и совладельцев многоквартирных домов активнее подключаться к государственной программе термомодернизации жилья.

Об особенностях местных программ можно узнать в Агентстве. При нем работает Центр, осуществляющий связь с регионами и отдельными городами.

«Львовская область в этом вопросе существенно опережает другие, – отметил Роман Марецкий. – Тут фактически возмещение осуществляется активнее всего и потому очень много ОСМД и физлиц пользуются нашей государственной программой. Но я надеюсь, что в 2016 году активнее начнут действовать и другие регионы».

По данным Сводного реестра заемщиков, наиболее популярным мероприятием для ОСМД и ЖСК пока является замена окон в местах общего пользования. В общем количестве мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности строений, на них приходится 48%. Большое значение совладельцы многоквартирных домов также придают работам, связанным с термоизоляцией и установлением узлов учета. На каждое из таких мероприятий приходится по 12%.

Учет и контроль

По информации участников киевского медиа-дня, 78% всей энергии в Украине потребляется в городах. Лишь около 10% из них имеют структуры, занимающиеся энергоменеджментом. А при их отсутствии нечего говорить о разработке и реализации местных энергосберегающих программ.

Другой важный вопрос, который нельзя обойти стороной, касается способности измерять объемы потребления энергии. Святослав Павлюк подчеркнул, что на сегодняшний день уровень учета в нашей стране остается достаточно низким и колеблется в пределах 30% и по теплу, и по воде. «Я считаю, что ситуация у нас не изменится, пока не будет принят закон об учете», – сказал он.

И напомнил, что потери в украинских теплосетях составляют 25-40%. В малых городах этот показатель достигает 70%. Поставщики услуг от этого не страдают, ведь все эти затраты они закладывают в тарифы.

«Но если мы будем знать, сколько реально потребляем энергии, то поймем, сколько и на чем можно экономить. А значит, будем знать, какие мероприятия должны осуществлять, какое оборудование и какие технологии для этого использовать», – пояснил Святослав Павлюк.

И привел пример с ситуаций, сложившейся в Миргороде Полтавской области. Здесь в отопительный сезон 2014/2015 года были поставлены счетчики в 5 типовых домах. 4 из них сократили потребление тепла.

В Черкассах в прошлую зиму было поставлено 109 ИТП. За сезон они дали экономию тепла, которая равнялась 15- 45% в разные месяцы. Чистая экономия составила почти 6,5 млн. грн.

Какой путь изберем?

По словам Гжегожа Гайды, изменения в жилищном секторе могут проходить двумя путями. Первый предусматривает, что главную инициативу берут на себя сами жители многоквартирных домов, которые используют все доступные механизмы для создания комфортного жилья, в частности, за счет термомодернизации. Другой путь – когда механизмы реформирования остаются в руках чиновников, ЖЕКов или муниципальных структур. Однако последние скорее должны побуждать изменения, чем целиком обеспечивать процесс. Потому что глубину и эффективность модернизации жилья может гарантировать лишь его собственник.

Другое принципиальное отличие между двумя подходами заключается в том, что первый отстаивает интересы потребителей коммунальных услуг, то есть, совладельцев многоквартирных домов, а второй – интересы поставщиков этих услуг. Последний подход не исключает коррупционной составляющей и не гарантирует полноты и качества самих услуг.

По мнению Гжегожа Гайды, именно первый путь является более перспективным и приемлемым для Украины, которая отстаивает европейские ценности и европейское будущее.

Артем САДОВОЙ,
Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»

You may also like

Leave a reply