Как минимум до конца июня этого года украинцы не смогут вернуть некачественный товар, а также возместить за него деньги. Именно к этому сроку продлен мораторий на проверку бизнеса со стороны контролирующих органов, который не позволяет возместить покупателю средства за некачественную продукцию. Но ключевая угроза в том, что такое блокирование защиты потребительских прав может иметь место вплоть до 2019 года. Об этом рассказал в эксклюзивном интервью Интернет-агентству Istochnik.info. Глава общественного совета при Госпотребинспекции Украины, заместитель главы правления «Союза потребителей Украины» Олег Цильвик.
Данная проблема беспокоит рядовых украинцев еще с августа прошлого года, когда собственно и был введен мораторий на проверку бизнеса со стороны государственный инспекций и контролирующих органов. Благодаря этим ограничениям бизнес-среда буквально получила «зеленый свет» на реализацию контрафакта и некачественной продукции, а также появился механизм избежать возмещения средств потребителю, если он пожалуется на некачественный товар или соответствующую услугу.
Интересно, что данный мораторий сначала действовал к концу 2014 года, затем его продлили до конца июня 2015-го, а не так давно группа народных депутатов зарегистрировала в Верховном Совете и подала на его рассмотрение законопроект о продлении данного моратория еще до 2019 года.
О.Цильвик подчеркнул, что реформа системы защиты прав потребителей сегодня делается исключительно силами бизнес-среды. И отмена моратория на проверку бизнеса со стороны государственных инспекций и контролирующих органов была пролоббирована бизнесом для того, чтобы снять свою ответственность за качество товаров и предлагаемых услуг перед рядовым потребителем.
«Этот мораторий ввели с августа 2014 года. Вводили его, так сказать, под девизом, снижения давления на бизнес. Мораторий действовал до конца прошлого года, однако позже его продлили еще до 30 июня 2015 года. И в новом Верховном Совете уже 5 депутатов внесли законопроект еще продлить этот мораторий до 2019 года», – рассказал он.
О.Цильвик подчеркнул, что пока действует мораторий, украинцы не могут получить свои средства назад за некачественный товар или услугу.
«В условиях действия моратория ни одна жалоба потребителя не была рассмотрена и удовлетворена, потому что все обращения в Кабмин провести проверку по факту нарушения прав потребителя не увенчались успехом, то есть не дали ни одного такого разрешения… То есть что происходит: украинцы могут писать жалобы, они рассматриваются, но при этом ничего фактически не происходит – то есть деньги не возвращаются, не возмещаются, поскольку нельзя проверить бизнес», – объяснил Глава общественного совета при Госпотребиснпекции Украины.
Он подчеркнул, что такая ситуация лишила потребителей возможности защищать свои конституционные права.
«С этим будет очень много социальных проблем, и напряжение в обществе будет вырастать. Сегодня уже у нас телефон разрывается с вопросами, куда людям обращаться», – отметил О.Цильвик.
Он также проинформировал, что в прошлом году до августа (момента введения моратория) было рассмотрено около 25 тысяч жалоб. В то же время в предыдущем, 2013, году этот показатель был в 2,5 раза больше – около 65 тысяч жалоб.
«Могу сказать, что почти всегда около 70-80% жалоб решались в пользу потребителей. А в 2013 году даже около 6 миллионов гривен было возвращено потребителям по их жалобам», – отметил Глава общественного совета при Госпотребиснпекции Украины.
Он также подчеркнул, что введение моратория на проверку бизнеса не способствует развитию качественной бизнес-среды, а напротив – «дает зеленый свет» попаданию на рынок фальсифицированной, контрафактной продукции.
«Все это на самом деле способствует не развитию бизнесу, а недобросовестной конкуренции. Все представители легального бизнеса почувствовали давление со стороны производителей фальсификата, контрафакта и потребительский рынок еще больше перенасыщен некачественной продукцией», – резюмировал он.