Украинские стартапы все чаще выходят на краудфандинговые платформы, в том числе на крупнейшие в мире Kickstarter и Indiegogo.
Основная цель выхода на краудфандинговые платформы – поиск первых клиентов и заказов, дополнительный PR и анализ рынка. При этом есть и более опытные проекты, которые имеют в “запасе” несколько успешных кампаний для сбора средств.
По результатам первых 7 месяцев, 2017 год уже стал одним из «самых богатых» на успешные краудфандинговые кампании в истории украинских стартапов.
Согласно данным исследовательского комитета Украинской Ассоциации венчурного и приватного капитала (UVCA) с начала 2017 года было запущено 35 кампаний на Kickstarter и Indiegogo – наиболее популярных мировых краудфандинговых платформах.
«Согласно ежегодному обзору инвестиционного рынка от UVCA – в 2016 большинство стартапов получили инвестиции на SEED или посевной стадии. Краудфандинговые платформы – отличная альтернатива для продуктов на более ранней стадии. Кроме того, успех кампании станет дополнительным аргументом при последующих переговорах с потенциальными инвесторами», – Ольга Афанасьева, Исполнительный директор UVCA.
Важно отметить, что большая часть проектов (83%) успешно собрали необходимые суммы. По состоянию на середину августа 2017 года, украинские проекты собрали $1,895,252, что в четыре раза больше общей начальной цели.
Kickstarter – более популярен среди украинских разработчиков, 27 кампаний (77% из всех проектов) были запущены именно на этой платформе в 2017 году. В свою очередь Indiegogo используют в качестве дополнительного канала для сбора средств. Так, например, стартапы Luciding, Senstone, Hushme практиковали параллельный запуск промокампаний сразу на двух платформах.
«Очевидно, что проекты тщательнее готовятся к выходу на краудфандинговые платформы: заранее продумывают PR стратегии и работу с будущими бекерами – backers», – объясняет успех украинских кампаний Марианна Ярош, глава исследовательского комитета UVCA.
Наиболее успешными кампаниями в 2017 году по критерию соотношения заявленной цели и собранных средств стали:
1. Jollylook ( экологичная фотокамера для мгновенных снимков), которым удалось собрать 377 тыс. долл. вместо 15 тыс. долл. заявленных изначально.
2. Senstone (модный кулон для преобразования голосовых заметок в текст) – суммарно проект поднял 370 тыс. долл.
3. UGEARS Hurdy-Gurdy (уникальные механические музыкальные модели) – удалось собрать более 290 тыс. долл.
К сожалению, не всегда есть и возможность определить “сопричастность” проекта к Украине, почти половина проектов указывает свое местоположение США. Это связано с их нацеленностью на глобальный рынок. Но в последнее время все чаще можно встретить украинские города в описании проектов.
Источник: inventure.com.ua