В мире, где у детей есть аккаунты в соцсетях, некоторые бизнесмены все еще не вышли в интернет
Многие владельцы малого бизнеса (особенно те, что ведут его в регионах) все еще не верят в интернет. Кто-то думает, что в Сети уже и так слишком сильна конкуренция и нет смысла тягаться с существующими игроками. Кто-то считает, что не может бороться за клиента с крупными компаниями. А кто-то уверен, что продвижение в интернете – это дорого и сложно.
Миф 1. В интернете нет места
Предприниматель из Ивано-Франковска рассказал, что в одном только его городе он насчитал 250 интернет-магазинов. Эта цифра показалась ему огромной, и он решил, что места для 251-го магазина там нет. Аналитик Google Украина Андрей Радевич убеждает в обратном: “Штука в том, что интернет – резиновый. До сих пор никто не может сказать, какие у него пределы роста”. В Украине проникновение интернета составляет 65% – это с пользователями, которые заходят в сеть хотя бы раз в месяц. Украине есть куда расти.
В развитых странах проникновение равняется 95%. Но и там интернет растет, точнее, его наполнение. И это потому, что все больше людей пользуются смартфонами и другими гаджетами, которые позволяют быстро зайти в интернет. “Наличие возможности погуглить прямо сейчас стимулирует взять и погуглить”, – говорит аналитик. Если раньше человек в среднем делал 10 запросов в сутки, то благодаря смартфонам сейчас он делает 25-35 запросов. Это значит, что пользователь посещает больше сайтов, смотрит больше видео, ищет больше товаров и услуг с помощью интернета. “Нужно просто найти в сети свою аудиторию”, – объяснил аналитик.
Миф 2. Мой бизнес не про интернет
Владельцы парикмахерских, автомастерских, пекарен и других подобных локальных бизнесов думают, что им не нужно быть в интернете. Они считают, что слишком привязаны к месту и в сети не найдут своего клиента. Но если раньше, когда человеку нужен был магазин или шиномонтаж, он ходил по городу в его поисках, то сейчас человек гуглит. Он открывает онлайн-карту и в поиске набирает нужный ему запрос. PR-менеджер рекламного агентства Tabasco Илона Ставицкая объяснила, что неважно, чем занимается бизнес: продает сантехнические услуги или услуги маникюра, крафтовое пиво или курсы по excel. Если цель компании – продавать, она обязана быть в интернете.
Чтобы потенциальный клиент нашел компанию, ее владельцу стоит нанести бизнес хотя бы на карту. Тем более что в некоторых сервисах это можно сделать бесплатно. Можно еще рассмотреть выход в соцсети или создание небольшого сайта для того, чтобы клиенты могли оставить и почитать отзывы о компании. “Создавать большой и дорогой сайт не нужно, малому бизнесу он ни к чему. Но выйти в интернет стоит, тем более если бизнес находится в большом городе. Жители крупных городов практически полностью покрыты интернетом и большинство товаров и услуг они ищут с помощью сети”, – говорит директор по маркетингу поисковой системы МЕТА Алексей Чуксин.
Миф 3. Малому бизнесу с большим в интернете не тягаться
Некоторые владельцы малого бизнеса думают, что у них нет шансов продвигаться в интернете. Они предполагают, что крупные игроки вроде интернет-магазина Amazon или украинского Rozetka ушли в продвижении намного дальше и их возможности больше. “Гиганты, конечно, отличаются своими бюджетами, но их минус в том, что они неповоротливы. В то время как малый бизнес может экспериментировать с предложениями и способами коммуникации, быстро реагировать на потребности клиента”, – поясняет Ставицкая.
Андрей Радевич привел пример быстрой реакции бизнеса из жизни: “Однажды мне позвонила незнакомая женщина и начала расспрашивать, как дела у меня и моей собаки, не голодает ли мое животное. Сказать, что я был очень удивлен, – ничего не сказать. Однако я с интересом отвечал на ее вопросы. Дальше она представилась менеджером интернет-магазина, в котором я обычно покупаю собаке корм, и напомнила, что, вероятно, он у меня заканчивается. Она была права. Я сделал новый заказ сразу по телефону”. С помощью сайта менеджер отследила, как часто клиент заказывает корм, и обнаружила, что он пропустил последний заказ. Интернет-магазин проявил заботу о своем покупателе – и это еще один способ конкурировать с гигантами интернет-торговли.
Миф 4. Продвижение в интернете — это очень дорого
Директор небольшого торгового центра в Ивано-Франковске поведала, что на рекламу в сети нужно немало денег. И это одна из причин, по которой ТЦ пока не продвигается даже в поисковиках. Однако руководитель digital-практики агентства SPN Communications Ukraine Даниэль Лурье говорит, что минимальный бюджет рекламы в соцсетях (Facebook, Instagram, ВКонтакте) составляет всего $1 в день. В рекламных сервисах Яндекса или Google минимальный порог чуть выше, но ненамного. А главное в интернет-рекламе то, что рекламодатель платит за эффективность: клик, показ – реальное действие.
Реклама в сети покупается по принципу аукциона: кто больше заплатит за клик, того реклама будет в приоритете у системы. Если рассматривать поисковую рекламу, то чем более востребован поисковый запрос среди рекламодателей, тем больше нужно за него платить. Например, запрос “купить блокнот в Киеве” обойдется дороже, чем “купить блокнот с портретом Памелы Андерсон в Киеве”. Все потому, что за первый запрос готово заплатить больше компаний. Каждая из них повышает свою ставку, чтобы оказаться выше конкурентов в поисковой системе. И если бизнес специализируется на продаже блокнотов с портретами знаменитостей на обложках, то более точный поисковый запрос приведет клиента, который уже хочет и готов купить такой товар. При этом важно правильно настроить таргетинг, говорит Лурье. Это совокупность критериев (пол, возраст, интересы, город проживания, привычки, образ жизни), которые предприниматель задает, чтобы ограничить показ рекламы только нужным ему людям. “Чем точнее вы настроите таргетинг, тем вероятнее, что человек, увидев рекламу, кликнет по ней и что-то у вас купит. Чем лучше вы знаете своего потребителя, тем эффективнее вы будете использовать рекламные инструменты и тем быстрее вернутся инвестиции в интернет-рекламу”, – объясняет Лурье.
Миф 5. Рекламу в интернете нельзя настроить самому
Директор упомянутого выше ТЦ также предположила, что для того чтобы настроить поисковую рекламу, нужно нанимать отдельного человека, который в этом разбирается. Андрей Радевич говорит, что это миф наполовину: “Если я скажу, что интернет-реклама – это очень сложно, я буду неправ. Если я скажу, что настроить ее очень просто, это тоже будет неправдой. Потому здесь 50/50”. По словам аналитика, можно научиться самостоятельно покупать и настраивать рекламу в сети. Даниэль Лурье добавил, что в любой рекламной системе есть справка на русском или украинском языках для новичка, так что разобраться самому довольно просто.
Также в интернете можно найти семинары, вебинары, инструкции и презентации от более опытных специалистов, в которых пошагово показано, куда нажимать и что произойдет. “Все сервисы рекламы давно вас ждут и готовы за ручку вас провести через все шаги регистраций и настроек к собственной первой успешной рекламной кампании”, – рассказал Лурье. Этот способ сработает с простой рекламой. Но если предприниматель хочет развернуть большую и сложную рекламную кампанию, то стоит обратиться в агентство, говорит Радевич. Он рекомендует обращать внимание на наличие у агентства специального сертификата по работе с той или иной рекламной платформой. Но как бы там ни было, стоит разобраться с системой и самому. “Если понимаешь хотя бы базовые вещи, то диалог с агентством будет интереснее. Предприниматель сможет понятнее объяснить, чего он хочет. И результат получится лучше”, – объяснил Радевич.
Мария Ксендзик
ЛIГАБiзнесIнформ