Uber — сервис для заказа такси, который завоевал мировой рынок перевозок благодаря низким ценам и удобному приложению — вышел на украинский рынок. На сегодняшний день Uber работает в 450 городах 75 стран мира. В Украине сервис начал работу с 30 июня. Сегодня в 11:30 он стал доступен для регистрации водителей.
Вначале сервис, стоимость которого составляет $62,5 млрд, появится только в Киеве, но уже вскоре им смогут воспользоваться жители Львова.
Вызвать авто с помощью Uber можно воспользовавшись специальным мобильным приложением. В нем на карте клиент видит такси, которые находятся поблизости. При этом он может выбрать категорию авто (в Украине пока будет доступна только бюджетная категория UberX) и водителя — приложение позволяет увидеть реальное изображение такси и его водителя. Во время вызова не нужно называть адрес, куда требуется подать автомобиль, так как GPS-устройство само подскажет таксисту координаты заказчика, а тот, в свою очередь, может отследить приближение машины по карте. При этом и водители, и пассажиры оцениваются по рейтингу, а те, кто обладают низким рейтингом, блокируются.
Чтобы привлечь новых пользователей в Украине, Uber объявил акцию — все клиенты сервиса в Киеве получат 750 грн на свой Uber-счет, которые тот сможет потратить на 5 бесплатных поездок стоимостью до 150 грн каждая. Акция будет действовать до конца дня 3 июля.
Тариф на поездки через приложение Uber складывается из трех компонентов: стоимость подачи автомобиля, стоимость поездки за минуту и за километр. В Украине тариф будет составлять 25 грн за подачу, 4,5 грн за 1 км и 0,4 грн за 1 минуту поездки. Оплата поездки происходит исключительно по безналичному расчету. Деньги списываются с банковской карты, привязанной к приложению, после окончания поездки.
По словам генерального менеджера Uber в Украине Аркадия Вершебюка, стоимость поездки с Контрактовой на Софийскую площадь составит 40 грн, со станции метро Оболонь до ТРЦ Skymall — 56 грн.
Важной особенностью Uber является то, что пользователь может оценить стоимость поездки перед ее началом. Для этого нужно вбить адрес места подачи и места назначения, а затем выбрать опцию “оценить стоимость поездки”. Система предложит вилку, в рамках которой будет финальная стоимость.
Фишкой Uber является то, что он позволяет стать таксистом практически любому водителю — нужно лишь иметь подходящий автомобиль и соответствовать требованиям сервиса: машина должна быть застрахована, а водитель должен иметь удостоверение и лицензию на перевозку пассажиров.
В Украине от водителей также требуют справку о несудимости.
Зарплату таксистам компания переводит на карты. Требования к автомобилю — не ниже С класса (Toyota Camry, Hyundai Accent, Kia Rio и т.д.) и не старше 2008 года выпуска.
При этом сервис берет с водителя комиссию от стоимости поездки — в Украине она будет составлять 20%. Отметим, что комиссия других служб такси, работающих в стране, меньше, — около 10-15%.
Почему же водители такси во всем мире, в том числе и в Украине, так яростно выступают против Uber? По утверждениям водителей, сервис ставит лицензионные такси в заведомо невыгодное положение, поскольку легальным таксистам необходимо платить за лицензию и из-за этого повышать тарифы. В то же время Uber позволяет своим водителям легко обходить, как оказалось, лишь формальное требование о наличии лицензии, ведь сервис официально предлагает не услуги такси, а услуги краткосрочного найма личного водителя.
Как утверждают в Uber, в Украине сервис будет работать в соответствии с местным законодательством: сотрудничать только с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, имеющими необходимые документы для осуществления своей деятельности, в том числе лицензии. Однако это требование желающие сотрудничать с Uber водители могут легко обойти, заключив договор со службой-посредником. Правда, за ее услуги придется заплатить еще около 10% комиссии.
Чиновники Мининфраструктуры и Минэкономразвития, лоббирующие приход Uber в Украину, уверяют, что наличие этого онлайн-сервиса поможет вывести рынок таксомоторных перевозок из тени. В то же время представители Украинской таксомоторной ассоциации, профсоюза таксистов и общественного объединения информационно-диспетчерских служб, которые проводили масштабную акцию протеста в Киеве, утверждают, что Uber предоставит возможность работать нелегальным перевозчикам, не платя при этом налогов.
По данным Украинской таксомоторной ассоциации, сейчас объем теневого рынка перевозок на такси составляет более 30 млрд грн в год, а государство теряет 2 млрд грн налоговых поступлений. Таксисты уверяют — никто из водителей не станет получать специальную лицензию, а просто будет сотрудничать с Uber, заключая договор с транспортной компанией-посредником.
Отметим, что Uber проявлял интерес к Украине уже давно. Впервые сообщения о возможном запуске сервиса появились в украинских СМИ еще в 2014 году. Однако первые официальные подтверждения о запуске сервиса появились только в конце 2015 года, когда замминистра инфраструктуры Владимир Омелян заявил о переговорах с представителями компании. “Вместе с Романом Хмилем (директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок Министерства инфраструктуры) встретились с компанией Uber. Предметный разговор и полное взаимопонимание. Вопрос — “вам “шашечки” или ехать?” потеряет свою актуальность. Скоро”, — написал тогда Омелян на своей странице в Facebook.
В феврале 2016 года стало известно, что компания Uberlin — авторизованный партнер сервиса поиска такси Uber — начала собирать базу водителей в Украине для их дальнейшего подключения к сервису, а руководителем компании в Украине был назначен Аркадий Вершебенюк.
На территории бывшего СССР сервис Uber в настоящее время доступен также в России (11 городов), Беларуси (Минск), Азербайджане (Баку), Казахстане (Астана), Литве (Вильнюс) и Эстонии (Таллин).
По материалам: “Дело”