Насколько в Минфине учли 10 главных претензий авторов либеральной концепции налоговой реформы при подготовке так называемого компромиссного варианта законопроекта
В пятницу, 4 декабря, глава парламентского комитета по налоговой политике и автор либерального проекта налоговой реформы Нина Южанина рассказала, что подала в Кабинет министров список из ключевых замечаний к проекту “минфиновского” Налогового кодекса. В понедельник министр финансов Наталия Яресько объявила, что компромисс найден. В тот же день группа авторов законопроекта 3357 опубликовала заявление, из которого следует, что с ними компромисса никто не достигал.
Сегодня опубликованы основные изменения, которые внес Минфин в свой законопроект. Предлагаем сравнить, насколько они отвечают или не отвечают на критику “либералов”.
1. При ставке НДФЛ 20% увеличивается налоговая нагрузка на заработную плату граждан (с учетом необлагаемого дохода 1 378 грн.) если сумма зарплаты превышает 5512 грн в месяц. Поэтому комитет настаивал на снижении ставки НДФЛ до 15%, но без льготы в одну МЗП. В Минфине утверждали, что льгота нужна для того, чтобы самые малообеспеченные граждане платили, в процентном соотношении, меньше налогов.
Что решили:
Ставка НДФЛ — 18% в 2016 году, что больше, чем сейчас, но меньше, чем планировалось. При этом с 2017 года она должна быть снижена до 17%, а “на 2018 определили ориентир, по которому мы должны достичь максимум 20% нагрузки на фонд заработной платы — примерно 10% НДФЛ и 10% — ЕСВ”, как сказал Президент. Но что такое “определили ориентир”, и насколько обнадеживает такая формулировка, сказать сложно. Ставка налога на дивиденды должна быть такой же, как и ставка НДФЛ.
Льгота при этом снижена с 1 до 0,5 МЗП — 689 грн, и применяться она будет не ко всем зарплатам, как предлагал Минфин, а к тем, сумма которых не превышает 3 МЗП (4134 грн).
2. Сохранение военного сбора 1,5%.
Что решили: военный сбор сохраняется, потому что идет война. Претензии не к Минфину, а к агрессорам.
3. Верхний предел для ЕСВ (25 МЗП) сохраняет возможности оптимизации заработной платы.
Что решили: верхний предел начисления ЕСВ установить на уровне 25 МЗП (34450 грн), а не 17, как сейчас. Если порог отменить, то никто не покажет зарплату выше — пенсия от этого в будущем не вырастет, а государство недополучит еще и НДФЛ.
4. Повышение налоговой нагрузки на прибыль предприятий с 18% до 20%, при сохранении действующих дифференцированных ставок для отдельных категорий плательщиков (страхование, игорный бизнес, нерезиденты — 10 ставок) — это жестоко. Ставка должна быть снижена до 15% на распределенную прибыль.
Что решили: ставку налога на прибыль не менять, она останется на уровне 18%, а с 2017 года снизится до 17%. Налогообложение распределенной прибыли Минфин отрицает, как и прежде, потому что это снижает поступления в бюджет от этого налога до нуля и усложняет учет. Зато в правительстве решили отказаться от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль.
5. В проекте Минфина отсутствуют нормы по обновлению основных средств и стимулированию привлечения.
Что решили: Инвестиционный налоговый кредит действует для тех, кто осуществляет инвестиции в новое оборудование, производство или технологии в 2016-2018 гг. По расчетам минфина, бизнес сэкономит до 50% налоговых обязательств в течение ближайших 3-х лет. Размер годового дохода, облагаемого налогом, может быть уменьшен на часть (30%, а не 10%, как в предыдущей версии) стоимости годовых инвестиций в основные средства.
6. Изменение упрощенной системы приведет к увеличению налоговой нагрузки на малый бизнес: 161,7 тыс юрлиц будут платить налог на прибыль на общих основаниях и вести полноценный бухгалтерский учет. 58,7 тыс физических лиц будут платить НДФЛ на общих основаниях (из-за ограничений в 2 млн. грн объема реализации)
Что решили: система налогообложения в рамках упрощенной системы все же изменится с налогообложения оборота на налогообложение прибыли, потому что это выравнивает налоговую нагрузку. В то же время, Минфин предлагает постепенный переход на новые правила. И для тех плательщиков группы “В”, кого пугает полноценный учет, остается коэффициент, определяющий расходы. В 2016 и 2017 годах — 0,85, 2018 — 0,65, 2019 — 0,45 (это на 0,05 больше, чем в предыдущей версии проекта). Фактически, это позволяет даже снизить налоговую нагрузку в первые 2 года, по сравнению с той системой, которая существует сегодня. Юрлица таки лишатся права на упрощенку, так как Минфин настроен решительно против ее использования в целях оптимизации крупным бизнесом.
7. Введение РРО: с 2016 — для 2 группы; с 2019 — для 1 группы, на которое у малого бизнеса нет ресурсов.
Что решили: внедрить механизм компенсации расходов плательщиков единого налога на приобретение регистраторов расчетных операций. За счет местных бюджетов им будет компенсироваться 75% стоимости приобретенных РРО. Совместно с Ощадбанком будет разработано программное обеспечение, которое позволит заменить РРО смартфоном, для особых противников. С 1 января 2016 РРО должны применяться всеми теми предпринимателями, сегодня работают на третьей группе упрощенной системы. С 1 июля 2016 РРО должен применяться всеми остальными. Потому что капитализм — это контроль и учет.
8. Сохранение непрозрачной коррумпированной системы бюджетного возмещения НДС, а также расширение коррупционного механизма получения финансовой гарантии от банка для автоматического возмещения НДС.
Что решили: учесть замечания “либералов” в части администрирования НДС. в частности, создать прозрачную систему возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета, который будет обеспечивать одинаковые требования для всех налогоплательщиков. Ввести официальную публикацию реестра возмещения НДС с отражением в нем данных о налогоплательщике, заявленных к возмещению из бюджета сумм налога и состояния их возмещения, как и предлагал комитет.
9. Введение налогообложения НДС на лекарства по ставке 20%, вместо сегодняшних 7%, приведет росту цен на лекарства, и, как следствие — к социальному взрыву.
Что решили: оставить фармацевтов в покое с их 7%.
10. Сохранение налогообложения пенсий до 10 прожиточных минимумов (30,5 тыс пенсионеров с пенсией от 4134 до 10 100 гривен) по повышенной ставке 20%.
Что решили: сохраняется налогообложение пенсий свыше 3 мзп (4134 грн) по ставке 15%.
Аграрный бонус. Сельхозпроизводители таки лишатся спецрежима по НДС, но не сразу. Предлагается распределять начисленный с/х производителями НДС так, чтобы 75% налога шло в бюджет, 25% оставалось в распоряжении плательщика (сегодня 100% НДС остается у плательщика). Плюс, восстановить право на возмещение налога на добавленную стоимость для всех экспортеров зерновых и технических культур.
Бонус о налоговой милиции: в ответ на претензии, что налоговая милиция в проекте Минфина лишь меняет название, в правительстве пообещали:
- демилитаризовать службу финансовых расследований и отказаться от силового статуса ее сотрудников.
- лишить службу финансовых расследований права осуществлять проверки субъектов хозяйствования, обеспечить разделение сервисной и правоохранительной функций фискальной службы.
- изменить подходы к работе, и вместо силовых средств контроля за уплатой налогов использовать аналитические механизмы на должностях в службе финансовых расследований будут работать должностные лица, на которых распространяется действие трудового законодательства, законодательства в сфере прохождения государственной службы и Налогового Кодекса.
При этом ставки налогов должны измениться уже с 1 января 2016 года, а администрирование — с 1 апреля, чтобы у бизнеса было время на адаптацию. В таком виде законопроект был одобрен президентом Украины Петром Порошенко, и от его имени будет подан на рассмотрение парламента вместе с урезанным проектом госбюджета на 2016 год. И президент настаивает на том, чтобы все это было принято до конца года, чтобы Украина не лишилась финансирования МВФ.
Автор: Мария Стасенко
Источник: http://chp.com.ua/all-news/item/38684-obnovlennyiy-proekt-nalogovogo-kodeksa-kompromiss-ili-zrada?