Законопроект № 6754 “О внесении изменений в Закон Украины “О защите прав потребителей” и некоторые законодательные акты Украины относительно мер по детенизации деятельности субъектов электронной коммерции” создает условия ухода в тень интернет-предпринимателей, усложняет бизнес-процессы и никак не защищает потребителей

Что конкретно не так с законопроектом, рассказывает руководитель юридического департамента компании “EVO” Алексей Король.

Бесполезные требования к предпринимателям

Некоторые положения данного законопроекта выглядят довольно странно. Среди таких “новаций” — требование, чтобы в случаях, когда на сайте размещаются более одного продавца (например, на маркетплейсе), в отношении каждого товара/услуги указывался весь перечень обязательной к публикации информации. Это, как минимум, 7-8 пунктов, которые касаются, в основном, продавца, а не его товара/услуги. Например, один продавец размещает десять или десять тысяч разных товаров, и на странице каждого вида товара должен дублировать: 1) наименование продавца; 2) ид-код продавца; 3) адрес для отправки претензий и для обращения за обменом товара; 4) телефон и т.д.

Это бесполезная работа для предпринимателя: вместо того, чтобы разместить информацию о себе один раз в поле “Контакты”, он вынужден проделать одно и то же столько тысяч раз, сколько у него товаров. Едва ли дублирование одной и той же информации несколько тысяч раз будет полезно потребителю.

Закрытие бизнеса без суда и следствия

В проекте есть положения, которые наделяют неоправданно широкими полномочиями Государственную службу по вопросам безопасности пищевых продуктов и защите прав потребителей (Госпродпотребслужба). Например, предусматривается право Госпродпотребслужбы выносить предписания о блокировке сайтов без решения суда и применять штрафы к нарушителям. Такие предписания обязательны, в том числе, для субъектов промежуточных услуг в сфере электронной коммерции (для интернет-провайдеров, телекоммуникационных компаний, торговых площадок и т.д.). В случае невыполнения таких предписаний о блокировке Госпродпотребслужба будет иметь право штрафовать самих субъектов промежуточных услуг в сфере электронной коммерции. При этом не предусмотрен механизм приостановки таких предписаний при обжаловании их в суде. Авторы законопроекта предполагают, что предписание о блокировке сайта будет в силе до того момента, пока суд не решит, что это предписание вынесено Госпродпотребслужбой вопреки требованиям законодательства. Не абсурдно ли это?

Если законопроект будет принят в том виде, в котором он предлагается авторами, это лишь будет способствовать уходу “в тень” тех интернет-магазинов, которые сейчас работают в правовом поле. Продавцам товаров и услуг будет проще вовсе не указывать свои реальные реквизиты, чем выполнять все предписания Госпродпотребслужбы.

Попытка загнать бизнес в тень

Законопроект №6754 следует оценивать в комплексе с другими “инициативами” того же авторского коллектива: законопроектом №6755 (предлагающим ввести ограничения на почтовую пересылку в Украину товаров, приобретенных за рубежом) и законопроектом №6756 (предполагающим ужесточения в части использования кассовых аппаратов).

Как показывает многолетний опыт украинских реформ, любые подобные методы “детенизации”, основанные на попытках максимально зарегулировать бизнес, всегда приводили к переходу еще большей части предпринимателей “в тень”.

Больше возможностей для коррупции

Представим себе ситуацию: интернет-магазин получает абсолютно необоснованное предписание Госпродпотребслужбы об устранении несуществующего нарушения. Что остается дальше делать этому интернет-магазину? Ждать, пока контролирующий орган вынесет предписание о блокировке сайта, а потом долгие месяцы обжаловать такое решение в суде, теряя всю свою прибыль? Не исключено, что многие продавцы, столкнувшиеся с такой перспективой, предпочтут “неофициально закрыть вопросы” с Госпродпотребслужбой. Весьма печальная перспектива, учитывая, сколько всего было сделано за последние годы для детенизации и упрощения ведения бизнеса в Украине.

Помимо прочего, субъекты промежуточных услуг в сфере электронной коммерции начнут закладывать риск применения к ним штрафов в стоимость их услуг, что, в конечном итоге, вполне прогнозируемо приведет к повышению цены товаров и услуг для конечного потребителя.

Что делать?

В среднем украинский предприниматель тратит в 2 раза больше времени на формальности, связанные с уплатой налогов и подачей отчетности, чем предприниматели развитых  стран. Нам нужно упрощать процедуры, а не усложнять их еще больше, прикрываясь защитой прав потребителей. Ведь никто не начинает свое дело с мыслью “Как бы мне нарушить права клиентов?” Предприниматели не стремятся обманывать потребителей и уклоняться от уплаты налогов. Они хотят заниматься бизнесом, больше зарабатывать и тратить минимум времени на формальности. Упрощать — значит вводить электронные расчетные документы (вместо бумажных фискальных чеков), создавать условия для развития онлайн-платежных систем, упрощать импортные процедуры.

Источник: evo.business

You may also like

Законодавство

Виробник спиртного напою не може двічі оскаржити рішення органу сертифікації, але може скаржитися до Держпродспоживслужби

Набрав чинності наказ Міністерства аграрної політики та продовольства України «Про затвердження Порядку оскарження рішень органів ...

Leave a reply