Сергей Кравец, старший специалист венчурного фонда GR Capital о том, насколько велик рынок доставки еды, и как можно на нем заработать.
Скоро приготовление еды станет таким же атавизмом, как пошив одежды с нуля дома — такой вывод сделал инвестиционный банк UBS в отчете «Is the Kitchen Dead?», — пишет старший специалист венчурного фонда GR Capital Сергей Кравец в колонке для LIGA.net. Вторая часть предсказания из отчета: быстрый завтрак или чашка чая — вот вершины кулинарного искусства, которые по силам миллениалам. Вся остальная еда будет заказываться онлайн.
«Придет время и останется только чай»
Трудно сказать, поменяется ли рынок еды столь радикально, но уже заметны значительные изменения. Благосостояние горожан растет, а времени на покупку продуктов и готовку все меньше, поэтому доставка готовых блюд на дом становится популярной.
Глобальный рынок food delivery
Мировой рынок доставки еды составляет около $100 млрд — это 1% от всего рынка еды или 4% от ресторанного рынка. 90% всех заказов доставки еды — напрямую из ресторана благодаря собственному курьеру заведения. Однако уже примерно половина заказов осуществляется онлайн (на сайте, через мобильные приложения). И по прогнозам доля онлайн-заказов будет расти.
Перспективы мирового рынка food delivery. Источник: McKinsey
В отчете UBS прогнозируется рост мирового рынка доставки еды на 20-30% ежегодно до $365 млрд к 2030 году. Рост объясняется тремя основными причинами:
- миллениалы заказывают доставку еды в три раза чаще, чем их родители (а с ростом достатка этого поколения — влияние будет еще более заметным);
- индустрия растет благодаря маркетинговым затратам больших игроков (например, JustEat, DeliveryHero, Takeaway.com, Deliveroo, UberEats, Postmates, GoJek, Rappi, Glovo);
- проникновение мобильного интернета и смартфонов растет, а мобильные приложения доставки входят в топ самых загружаемых на основных рынках.
Рынок доставки еды в Европе
Самый большой среди европейских стран рынок доставки еды в Великобритании — около $3,3 млрд (согласно данным Statista.com). В секторе онлайн-заказов лидируют сервисы:
- Just Eat (сервис №1 в Великобритании, Италии, Испании, Португалии, Дании и Франции);
- Delivery Hero (лидер в Германии, Швеции, Финляндии; представлен в Восточной Европе как foodpanda с 2016 года),
- foodpanda (присутствует во всей Восточной Европе, а также в Азии и Латинской Америке; фокус на развивающихся рынках);
- Takeaway.com ( №1 в БеНиЛюкс и Польше, сильный второй номер в Германии);
- Deliveroo (лидер премиального сегмента, сильный № 2 во Франции);
- UberEats (лидирует в столицах и крупных городах: Амстердаме, Бордо, Брюсселе, Лондоне, Лионе, Мадриде, Манчестере, Милане, Париже, Стокгольме, Вене, Варшаве).
Позиции разных игроков доставки еды на рынках стран Европы. Источник:Dealroom.co
Индустрия доставки еды в Украине
На украинском рынке работают две компании, которые «кормят» всю страну: Eda.ua и «Экипаж-Сервис». Они агрегируют все блюда из ресторанов с доставкой — в мировом масштабе такая бизнес-модель устарела, но в Украине эта схема все еще увеличивает число заказов в ресторанах с собственной сетью доставки.
Недавно на украинский рынок вышел стартап Glovo (пока работает только в Киеве). В отличие от вышеупомянутых сервисов, Glovo осуществляет доставку самостоятельно, поэтому пользователь может сделать заказ не только в ресторан, где доставки нет, но и заказать доставку продуктов из супермаркета, лекарств из аптеки, или даже курьерскую доставку документов.
Как монетизируется бизнес по доставке еды
Можно выделить две категории бизнесов, которые работают в сфере food delivery: агрегаторы и сервисы, обеспечивающие логистику самостоятельно.
Для конечного клиента нет разницы в цене при заказе через агрегатор, а сервис получает комиссию от ресторана. Обычно комиссия сервиса составляет до 10% от суммы заказа.
Сервисы с собственной доставкой предоставляют пользователям более широкий выбор ресторанов и блюд: от фаст-фуда до премиальных ресторанов, которые традиционно не доставляют блюда на дом. Несмотря на более высокие затраты по обслуживанию транспорта и зарплаты водителей, комиссия составляет около 30% с заказа. Глобальные игроки этого сегмента, такие как Deliveroo, Glovo, UberEats и Foodora, продолжают захватывать новые регионы.
Инвестиции в food delivery
Сектор доставки еды очень привлекателен для инвесторов, но чтобы сделать успешную инвестицию, нужно изучить особенности каждого рынка и продумать стратегию инвестирования. На данный момент мы в GR Capital сделали две инвестиции в секторе food delivery, и стратегии этих сделок совершенно разные:
- Первая компания — Deliveroo, лидер в развитых странах Европы. Фокусируется на клиентах со средним и выше среднего уровнем доходов;
- Вторая компания — Glovo, лидер в Южной Европе и c активным ростом Латинской Америке, Африке и Восточной Европе. Компания доставляет любую продукцию, которая помещается в куб на багажнике мопеда, и позиционирует свой сервис как максимально доступный.
То есть одна компания работает на развитых рынках и с фокусом только на доставке еды, а вторая — на развивающихся рынках и с более широким предложением групп товаров, которые можно доставить.
Полтора года назад Deliveroo оценивали в $750 млн, а сейчас оценка — более $2 млрд.А Glovo последние месяцы развивается со средним темпом «один новый город в неделю».
Компании похожи, но они работают в разных географиях и предоставляют разный конечный продукт. Каждая перспективна в своем сегменте и сравнивать их было бы некорректно.
Рынок еды — один из древнейших секторов глобальной экономики. Он родился одним из первых и будет существовать всегда, ведь человек не может не есть.
Очевидно, что сейчас этот рынок переживает революцию — под влиянием интернета и распространения дешевых видов транспорта. Те компании, которые сумеют быстро адаптироваться к изменениям и найти новые бизнес-модели, будут делить между собой рынок завтра.
Источник: Ассоциация Ритейлеров Украины