Какой будет налоговая реформа – пока не знают ни чиновники в правительстве Арсения Яценюка, ни эксперты, ни сам бизнес. Есть лишь общее видение: изменения должны быть такими, чтобы через год не пришлось вновь пересматривать систему, а дать возможность работать в стабильном законодательном поле. В приоритете – сокращение количества налогов, упрощение администрирования, выравнивание налогового давления и снижение нагрузки на фонд оплаты труда.
Изменения в налоговое законодательство, принятые за несколько дней до Нового года в авральном режиме, вряд ли можно назвать реформой. Формальное снижение количества налогов и сборов, увеличение налоговой нагрузки – далеко не те новации, которых ждали и продолжают ждать общество и бизнес.
Тогда у новоназначенного министра финансов Натальи Яресько не было времени переписывать предложенные командой министерства нормы, на основе которых был сверстан проект госбюджета-2015. Хотя у Минфина в течение года была возможность без спешки наработать качественные, упрощающие жизнь бизнесу и сохраняющие бюджетный баланс предложения.
Но процесс же оказался более формальным. Бизнес и эксперты поговорили, чиновники их послушали, а законопроекты подали свои.
“Выбор был сделан волюнтаристский, – вспоминает вице-президент Американской торговой палаты Тарас Качка. – В итоге резкие движения, которые вызвали сопротивление у бизнеса, позже были откорректированы, например, нормы по электронному администрированию. Даже сейчас есть необходимость вносить технические правки”.
“Были четыре группы при Минэкономразвития и 11 – при Минфине. По факту – наработки не были учтены”, – добавил эксперт группы “Налоговая реформа” Илья Несходовский.
Потому сейчас, уверен Тарас Качка, следует не “отремонтировать проблемы”, а переосмыслить налоговую политику в стране.
Что есть
31 марта с.г. состоялось первое заседание рабочей группы по налоговой реформе Национального совета по реформам при Президенте. Данную группу возглавила министр финансов Наталья Яресько. В Минфине налоговое направление курирует замминистра Елена Макеева, которая отвечает за доходную часть бюджета.
За полтора месяца работы были созданы рабочие группы, запущены коммуникационные платформы:
– индустриальная, где бизнес делится своими проблемами:
– открытая, на которой обсуждаются конкретные видения и концепции реформы.
По идее, когда платформы закончат работу, тогда и выкристаллизуется видение. Пока о своих проблемах смогли поговорить представители ритейла и аграрии.
По данным Минфина, до 29 мая подобные встречи планируется провести с участниками отельно-ресторанного, табачного, ликеро-водочного рынка, IT-бизнеса и горно-металлургического комплекса.
Пока же понятно одно – конкретных наработок нет. Все еще продолжается сбор информации, мировых практик, наработок бизнес-ассоциаций и экспертной среды.
“Идет заслушивание всех сторон и очень широкое”, – отметила исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко.
Собеседник РБК-Украина в Минфине сказал, что июле должно стартовать сведение приемлемых моделей в законопроекты. В сентябре документ будет представлен парламенту.
Наталья Яресько ранее говорила, что это будет такая реформа, которая б вдохновила бизнес платить налоги, инвесторов – вкладывать деньги в Украину, а граждан – доверять правительству, парламентариям и государству.
“Насколько реалистичный план – выдать все за несколько месяцев? Наверное, реалистичный, но при условии, если начать его писать уже сейчас, – считает Анна Деревянко. – Все, что угодно можно написать, но если мы хотим реальной реформы, то нужно уже садиться и писать, и параллельно слушать. Мировые успешные практики давно всем известны, изобретать велосипед не нужно”.
Пока точно сказать, что на уме у Минфине невозможно, отметил Илья Несходовский. Но настораживают тенденции – чиновники начали доставать из архива нормы, которые не прошли в декабре. В частности, речь идет о введении “нулевого” декларирования и введения непрямых методов оценки доходов граждан.
“Мы не против, но механизмы требуют доработки, например, не приемлема идея внесения денег на счет в банк, а за возможность их снять, нужно платить налог. Вызывают вопросы и полномочия налоговиков”, – сказал Несходовский.
Чиновники министерства хоть и общими фразами, но описывают налоговые изменения как такие, которые позволят легко администрировать бюджетообразующие налоги, в том числе, путем электронизации всех сервисов. Также хотят сократить количество налогов и снизить нагрузку на фонд оплаты труда.
“Все бизнес-ассоциации были согласны с тем, что процентные ставки наших налогов не являются обузой, кроме, возможно ЕСВ, а сама система администрирования, сложность, отчетность, что нужно больше электронной процедуры и меньше бумаги. Вопрос не всегда в ставках, но в количестве налогов”, – заявила Наталья Яресько, представляя на прошлой неделе нового главу Государственной фискальной службы Романа Насирова.
В то же время, по данным РБК-Украина, у МВФ есть свое видение налоговой реформы. Суть своих рекомендаций фонд изложил в отчете. Помимо ЕСВ, эксперты Фонда предлагают правительству обратить внимание на расширение базы налогообложения за счет богатых граждан, необходимости перевода аграриев на общую систему уплаты налогов и усилении контроля по выводу капиталов за рубеж. В ближайшее время ожидается работа 3 специализированных миссий от МВФ – по налогу на прибыль, ЕСВ и малому бизнесу. До июня они должны подготовить свои предложения.
Предложения бизнес-ассоциаций
Опрос членов ЕБА показал, что оптимальное количество налогов и обязательных сборов составляет 4-6:
– налог на прибыль;
– НДС;
– налог на доходы физлиц и ЕСВ (но в перспективе это должен стать один налог);
– акцизный налог;
– рентные платежи.
При условии сокращения количества налогов, компании готовы платить их и по более высоким, но стабильным и прогнозируемым ставкам. Среди предложений ставок – по 15% прибыль и НДФЛ, по 20%- – НДС и ЕСВ, акцизы и ренты – вопрос дискуссии с бизнесом.
“Чем меньше ставка, тем, конечно, лучше. Но, с другой стороны, снижение ставок не так актуально, как администрирование и равный подход ко всем”, – пояснила Анна Деревянко.
Введение электронных сервисов, сокращение отчетов – вот что больше волнует бизнес. Хотя, предполагает она, быстро электронизировать все процессы не удастся. Если в компаниях эти процессы занимают не один месяц, то в масштабах ГФС – не меньше года.
“Пока будет налаживаться эта возможность, то необходимо научить персонал работать как сервисное бюро, а то они до сих пор в “совке остались”, то есть нужно менять все – от манеры общения до возможности помочь”, – сказала Деревянко.
В самом Минфине пока сами не знают, когда смогут запустить электронные сервисы. При министре доходов и сборов Александре Клименко удалось запустить электронный кабинет плательщика, но чиновники утверждают, что он практически нерабочий.
Илья Несходовский также отметил, что сервис работает условно. Например, справку о сумме уплаченных налогов или налоговой задолженности получить невозможно.
Поэтому в Минфине рассматривают вариант привлечения консультантов и грантов на проведение работы по электронным сервисам, в частности, намерены привлечь средства в рамках программы грантов британского правительства UK-UA.
“Должны быть специалисты, которые только этим смогут заниматься, и тогда мы сможем понять, что на электронный кабинет нам нужно столько-то денег”, – сказал источник РБК-Украина в Минфине.
Такой вариант, по его данным, уже согласован с министром Натальей Яресько.
Среди предложений от Американской торговой палаты есть и отмена НДС. Отсутствие налога в системе – чисто американская модель, в странах ЕС он присутствует. Но в АТП считают, что НДС в ЕС не является супераргументом – через 7-8 лет можно к нему вернуться.
Но, если его и оставлять, то ставка НДС, налога на прибыль и НДФЛ должна быть единой. Это упростит правила начисления. Единые ставки для бюджетообразующих налогов – практика, применяемая в Словакии. Этой идеи придерживается один из советников Яресько – Иван Миклош, экс-министр финансов этой страны.
В понимании представителей американского бизнеса, Украина должна отказаться от налоговых льгот для отдельных видов деятельности, отраслей.
Однако, Тарас Качка напомнил, что с 1 июля вступает в силу закон о господдержке субъектов хозяйствования, нормы которого, среди прочего, рассматривают поддержку в виде предоставления налоговых преференций. И здесь правительству необходимо учесть эти нормы при доработке изменений в Налоговый кодекс или внести изменения в указанный выше закон.
Также в АТП считают необходимым сохранение упрощенной системы для определенных видов бизнеса. При этом в Налоговый кодекс должны быть “зашиты” предохранители, которые не позволят использовать ее для уклонения от уплаты налогов.
“Снижение налоговых ставок не означает, что через полгода станет все хорошо и появится больше рабочих мест. Задача не в том, чтобы добиться эффекта здесь и сейчас, а в том, чтобы не пришлось возвращаться к этому вопросу через год. Система должна работать и через 10 лет”, – уверен Качка.
В ЕБА, например, предлагают принять мораторий на пять лет на внесение изменений в Налоговый кодекс.
Предложения экспертов
Общественные организации в большинстве предлагают более радикальный пересмотр налоговой системы.
В вопросе налогообложения прибыли РПР и “Нова країна” предлагают использовать эстонский опыт, налогооблагая только распределенную прибыль. По версии РПР, ставка может составлять 10-18%, но минимальный платеж должен составлять 1-1,8% от стоимости основного капитала, у “Новой країни” – 10%.
“Нормы по трансфертному ценообразованию не работают, выгодно выводить деньги из страны, а в данном случае вся прибыль будет идти на собственные нужды, на развитие, переоснащение, только перераспределенная прибыль будет облагаться”, – сказал координатор проектной группы Налоговый кодекс “Новой країни” Тарас Козак.
В Минфине РБК-Украина поясняют, что по поводу этой модели много скепсиса: “Дивиденды можно минимизировать, выводить в проценты, роялти. В любом случае все нужно считать”.
В остальных налогах у экспертов предложения разные.
“Нова країна” предлагает сохранить ставку НДС на уровне 20%, но минимальный платеж не должен быть менее 2% от оборота. Эксперты уверены, что этот налог стоит рассматривать только в совокупности с минимальным НДС-сбором – “белый” плательщик его действие на себе не ощутит, а оптимизаторы и “налоговые ямы” обязаны будут уплатить этот минимум.
“Другим способом побороть ямы, кроме как сделать экономически невыгодными, невозможно”, – считает Козак.
Радикальный подход у них и к налогообложению доходов и к фонду оплаты труда. Вместо ЕСВ вводится социальный налог. Фиксированная сумма платежа – 41% от минимальной зарплаты. Сейчас это около 500 грн. НДФЛ – снизить до 10%.
При таких моделях в занижении зарплаты, наличии теневого дохода нет смысла. Налог низкий, поэтому риски его неуплаты выше. “60-70% нагрузка на фонд оплаты труда. Это очень много, выгодней минимизировать. То, что предлагает государство снизить на 3-5%, это не поможет”, – пояснил Тарас Козак.
РПР предлагает ставку ЕСВ снизить до 18% и повысить ответственность за уклонение от уплаты. НДФЛ – 15% без дифференциации. Компенсатором станет детенизация и налог на недвижимость, а в дальнейшем ЕСВ и НДФЛ должны стать единым платежом.
При этом, в их реформе Пенсионный фонд должен слиться с бюджетом. Все пенсии и социальные выплаты должны осуществляться из бюджета.
Есть свой вариант реформы ЕСВ и у члена парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Андрея Журжия. Все последние инициативы, принятые в парламенте по этому налогу, за исключением некоторых корректировок, – его инициативы. Нынешняя реформа предусматривает полную отмену ЕСВ и военного сбора, объединение налогов на зарплату и снижение нагрузки до 20% в 2018 году.
Отметим, что глава ГФС Роман Насиров в интервью РБК-Украина говорил, что хочет снизить ЕСВ до 20% с 1 июля, а ставку НДФЛ оставить единую для всех зарплат – 15%.
Реформа системы администрирования в версии Ассоциации налоговых советников, помимо электроники, предусматривает введение персональной ответственности служащих ГФС и правоохранительных органов, запрет на открытие уголовных производств до согласования налоговых обязательств. В плане налогового контроля, в частности, отмена фактических и камеральных проверок, встречных сверок; ликвидация налоговой милиции и департаментов МВД и СБУ, которые занимаются расследованиемэкономических преступлений.
На их месте предлагается создать отдельное подразделение при Минфине или Минюсте – Финансовую гвардию.
За создание финансовой гвардии и Тарас Козак. Это подразделение могло бы заниматься реальным поиском лже-предприятий, “сервисных” контор, а не заниматься уничтожением бизнеса. Сервисная же часть налоговой службы должна подчиняться Минэкономразвития.
Моделирование ренты
Эксперты и бизнес ассоциации считают, что ставки ренты должны согласовываться с бизнесом, поэтому конкретных предложений особо не нарабатывают. Но МВФ предложил на выбор шесть моделей, работающих в мире (см. документ).
Например, снизить ренту, но ввести дополнительную ставку по налогу на прибыль. Ставка может колебаться в пределах 35-53%. Или сделать наоборот: при высокой ренте ставка прибыли ниже.
Минфин еще не определился, поскольку все модели необходимо просчитывать. Но вариант с повышенной ставкой налога на прибыль в Украине может не пройти – бизнес будет минимизировать ее.
Предложения по ренте, как неоднократно говорила министр финансов, должны быть готовы к июлю.
“Министерство финансов создало рабочую группу, в которую вошли представители правительства, парламентских фракций и бизнеса. Мы работаем над тем, чтобы максимально тщательно проанализировать экономический эффект для бизнеса и для государства от использования каждой из предложенных МВФ налоговых моделей налогообложения рентным платежем, – рассказала Елена Макеева. – Кроме того, МВФ предоставил нам соответствующую симуляционную программу. В этой программе, на основании данных, полученных от компаний отрасли, мы проводим необходимые расчеты. Альтернативные расчеты делает и сам бизнес. Мы находимся в процессе активного поиска эффективного решения”.
На новой налоговой базе Минфин планирует рассчитывать проект госбюджета-2016. В ведомстве уверены, что налоговая реформа не должна предусматривать дефицита.
Поэтому, по словам Илья Несходовского, в правительстве и боятся снижения ставок. Мол, это приведет к падению доходов. Но в данном случае необходимо пересматривать в сторону уменьшения и расходы. А пока что они только растут – по сравнению с 2014 годом.
Источник: http://www.rbc.ua/rus/analytics/kakie-nalogovye-izmeneniya-gotovyat-minfin-1431587110.html