3 сентября состоялось заседание Национального совета реформ, на котором рассматривалась налоговая реформа.
В начале апреля Минфин инициировал изменения в налоговое законодательство и разработку нового Налогового кодекса.
В августе состоялась презентация основных принципов и идей, закладываемых в новый документ. Эта презентация вызвала много критики как со стороны экспертного сообщества, так и предпринимателей. Минфин прислушался и скорректировал свои предложения. Одновременно из публичной сферы ушла заместитель министра финансов Елена Макеева, которая курировала вопрос реформы в министерстве, и в последнее время по этому вопросу высказывается только сама министр Наталия Яресько.
Принятие нового Налогового кодекса является одним из маяков программы кредитования Украины Международным валютным фондом.
Открывая заседание Нацсовета, Президент Петр Порошенко отметил, что при введении налоговых новаций важно не допустить сокращения социальных выплат, особенно пенсий. Среди самых острых проблем бизнеса он назвал обременительное администрирование налогов, нестабильность налогового законодательства, высокую фискальную нагрузку на фонд заработной платы, а также теневую экономику и контрабанду. Президент напомнил депутатам и чиновникам о важности упрощенной системы налогообложения для развития малого и среднего предпринимательства в стране. Сделал акцент на важности реформирования Государственной фискальной службы. Президент также считает, что в Украине следует ввести налогообложение богатства и предметов роскоши.
Накануне заседания Нацсовета утверждалось, что на рассмотрение будут вынесены минимум два проекта: Минфина и один из разработанных инициативными группами. Но де-факто проект Минфина является базовым, остальные предложения будут рассматриваться как поправки к нему.
Основные положения проекта Минфина
Говорится, что цель предлагаемой налоговой реформы – способствовать построению простой, прозрачной, справедливой налоговой системы, которая стимулирует инвестиции, создает условия для устойчивого развития национальной экономики с одновременным обеспечением потребностей государственного и местных бюджетов. Что реформа даст своевременное финансирование бюджета, но на базе экономического роста, т.е. налоги не должны угнетать экономический рост. Общие принципы замечательные, и вот что предлагается для их реализации:
– установить равные подходы в налогообложении для всех отраслей. Это оправдано, т.к. для стимулирования отдельных отраслей их поддержку лучше проводить через бюджет, а не через искривление налоговой системы;
– ввести ускоренную амортизацию, что приведет к снижению величины налогооблагаемой прибыли – высокая инфляция требует такого подхода;
– ввести инвестиционный налоговый кредит, задача которого – поощрять бизнес вкладывать средства в новые технологии;
– после принятия нового Налогового кодекса ввести трехлетний мораторий на внесение изменений в него. С одной стороны, это даст бизнесу стабильность и прогнозируемость, но с другой – что-то исправить в кодексе будет труднее;
– развивать электронное администрирование НДС, которое, по мнению правительства, уже показало свою эффективность, так что предпринимателям нужно смириться;
– ввести плоские ставки по основным налогам: 20% ставка ЕСВ (единого социального взноса, сейчас около 37%), 20% – НДФЛ (налог на доходы физлиц), 20% – налог на прибыль (сейчас 18%) и 20% – НДС;
– что касается НДФЛ, то одна минимальная зарплата станет необлагаемой (сейчас не облагается ее половина). Ставка 20% сейчас является максимальной, ее платят всего 2%, а будут все;
– 3,6% ЕСВ, взимаемые с работника, будут отменены (они как бы перетекут в увеличенный НДФЛ);
– объединение ЕСВ и НДФЛ откладывается до 2018 г. – пока нет пенсионной реформы, объединить эти налоги невозможно, т.к. у них разные базы данных;
– правительство пока отказывается от всеобщего декларирования и непрямых методов оценки доходов;
– военный сбор останется;
– транспортный налог будет не для всех автовладельцев, а только для авто класса “люкс” (конкретный перечень марок составит Кабмин) – 25 тыс. грн в год;
– в налоге на недвижимость остается необлагаемая льгота, а на квартиры более 350 кв. м и дома более 500 кв. м вводится дополнительный налог – 25 тыс. грн в год.
– потолок по налогу на коммерческую недвижимость предложено повысить с 2% до 3% и убрать льготы;
– ставки рентных платежей на добычу газа предложено снизить в два раза (соответствующий законопроект уже давно находится в парламенте);
– упрощенная система налогообложения сохраняется. На 1 группе останется бизнес с оборотом менее 300 тыс. грн в год. Объединяют 2 и 3 группы, ограничив их оборотом 2 млн грн, но разрешив работать с юрлицами.
Минфин считает, что при снижении ЕСВ “дыра” в бюджете составит 70 млрд грн. Для ее хотя бы частичного закрытия, в дополнение к вышеприведенным мерам, направленным на увеличение поступлений от налогов, предлагаются такие новшества:
– отмена льгот по НДС (включая аграриев);
– повышение акцизов на алкоголь и табак. Ставка на алкоголь в 2016 г. увеличится на 50%, далее на протяжении 5 лет – ежегодно на 5%. Ставку на табак (специфическую) предложено повысить на 40% в 2016 г, и далее до 2020 г. – на 7% в год. Ввести в ближайшее время электронное администрирование акцизов;
– легализовать игорный бизнес, что принесет в бюджет около 5 млрд грн;
– ввести лицензирование добычи янтаря (рента 30%).
В Минфине считают, что если запустить в целом их модель, то по доходам в 2016 г. получится минус в 30 млрд грн, но они, якобы, сознательно идут на эту жертву, в расчете на то, что простимулированная экономика начнет расти быстрее и доходы автоматически вырастут.
После рассмотрения на Нацсовете реформ, проект налоговой реформы должен быть доработан в Кабмине и согласован с МВФ. Только после этого законопроект попадет в парламент. Но до конца сентября правительство должно подать в парламент проект госбюджета-2016. Поэтому, несмотря на то, что в случае принятия реформы многие налоги изменятся с 1 января 2016 г., по словам Натальи Яресько, проект бюджета сейчас формируется на основе действующего законодательства.
Источник: Консалтинговая компания “SV Development”