Свежая аналитика консалтинговой компании JLL

По оценкам экспертов компании JLL, верхняя граница арендных ставок в качественных торговых центрах Киева снизилась в 2015 году на 25% и достигла по итогам 4-го квартала 720 долл. за кв. м в год (без учета НДС и операционных расходов) против 960 долл. на конец 2014 года и 1,2 тыс. долл. на конец 2013 года. Данная динамика объясняется девальвацией национальной валюты, произошедшей в начале 2015 года, и усилением давления на собственников объектов со стороны арендаторов.

«Сегодня рынок находится на стороне арендатора. Доходы ритейлеров формируются в гривне, и компании стараются сокращать те составляющие расходов, которые номинированы в иностранной валюте. Одной из таких составляющих является арендная плата, — комментирует Анна Чуботина, руководитель отдела торговых площадей компании JLL (Украина). – На рынке по-прежнему продолжает превалировать практика индивидуальных договоренностей между арендатором и арендодателем с целью минимизации валютных рисков. Несмотря на то, что в некоторых случаях запрашиваемые ставки могут превышать максимальный уровень, в результате временной фиксации валютного курса или применения процента от товарооборота с минимальной фиксированной базой фактические арендные платежи оказываются ниже».

Динамика максимальной арендной ставки в торговых центрах Киева*

jll_02_16_1

*Ставки приводятся для стандартного магазина арендуемой площадью 100 кв. м, расположенного на первом этаже торговой галереи. Ставки приведены без учета НДС и операционных расходов
Источник: JLL

Последние месяцы 2015 года оказались самыми активными с точки зрения появления новых ритейлеров. Так, в 4-м квартале на рынок Киева вышли европейский бренд обуви Coqui, итальянские Maestrami (мужская одежда), Stefanel (женская одежда) и Galvanni (одежда и аксессуары), австрийский fashion бренд Eterna, голландский бренд женского белья Hunkemöller, немецкий бренд детской одежды Sanetta и японская сеть ресторанов Menya Musashi Ramen Shop. Повторно на рынке Киева были открыты магазины французского монобренда Dior, французского дома Saint Lauren и испанского бренда одежды и аксессуаров для женщин Suiteblanco. Таким образом, за 4-й квартал состоялось около 45% дебютов 2015 года.

Доля вакантных площадей в киевских ТРЦ за 4-й квартал снизилась на 0,3 п.п. и на 0,8 п.п. в целом за год – до 7,2%. Дальнейшая динамика показателя зависит от того, какие торговые центры будут открыты в 2016 году. «По нашим оценкам, при существующем уровне спроса в случае открытия всех заявленных на текущий год объектов доля свободных площадей на рынке торговых центров Киева достигнет 11-11,5%», — комментирует Марьяна Супчан, аналитик отдела исследований компании JLL (Украина).

Динамика доли вакантных площадей в торговых центрах Киева

jll_02_2

Источник: JLL

В 2015 году рынок качественных торговых центров Киева увеличился на 37,7 тыс. кв. м[1], в частности, в последнем квартале были открыты вторые очереди ТЦ «ГородОК» (27 тыс. кв. м) и аутлет-центра «Мануфактура» (6,6 тыс. кв. м). Кроме того, в минувшем году произошло наполнение качественными арендаторами ТЦ Doma Center (8,2 тыс. кв. м) и ТЦ «Апрель» (5,9 тыс. кв. м), техническое открытие которых состоялось в конце 2014 года.

На 2016 год анонсировано открытие четырех торговых объектов совокупной площадью 181 тыс. кв. м: ТРЦ Lavina Mall (127,5 тыс. кв. м), ЦУМ (22,5 тыс. кв. м), ТЦ New Way (16 тыс. кв. м) и ТЦ «Смарт Плаза» (15 тыс. кв. м).

 [1] Здесь и далее данные приведены исходя из GLA (арендопригодной площади).

Динамика объема ввода торговых центров Киева

jll_02_3

Источник: JLL

По материалам: rau.com.ua

You may also like

Leave a reply