Почти два года назад Украина приступила к созданию общественного вещателя. И хотя его необходимость в профессиональных кругах и в обществе обсуждалась давно, лишь сейчас выясняется, как много сложных вопросов нужно решить. Причем не только организационных, но и технических, кадровых, финансовых. Значительную помощь в этом Национальной общественной телерадиокомпании Украины (НОТУ) оказывают международные доноры. Важное место среди них занимает Японское агентство международного сотрудничества (JICA), которое реализует Проект развития потенциала общественного вещателя в Украине. Недавно при его активной поддержке для журналистов телеканала UA: ПЕРШИЙ был проведен специальный тренинг по оперативному освещению чрезвычайных событий.
Как стать лидером информационного рынка
Общественное телевидение Украины имеет амбициозные планы. Здесь прекрасно понимают, что для того, чтобы занять лидирующие позиции на информационном рынке, нужно наработать систему оперативного и объективного освещения событий. Прежде всего, это касается особо важных событий, к которым приковано внимание всего общества и которые называются «чрезвычайными», «экстренными». Именно их освещение формирует рейтинги любого СМИ, они задают тон в блоке новостей.
Работать с такой информацией непросто. Одно невзвешенное слово может исказить реальную ситуацию, а иногда даже посеять панику среди населения. Поэтому много значит как профессионализм журналистов, так и отлаженная система получения, оценки и подачи соответствующих сообщений. Во время тренинга, который состоялся в конце ноября, как раз и шла речь о том, как такую систему сделать максимально эффективной.
Генеральный продюсер информационного вещания Общественного Владислав Грузинский сообщил, что на проверку информации о взрывах на военных складах в Ичне Черниговской области телеканалу понадобилось лишь три минуты. Затем его сообщением воспользовались «ВВС-Украина», «Радио «Свобода» и другие СМИ. Таким образом, общественное телевидение стало первоисточником информации для других медиа.
Это пример высокопрофессиональной работы. Но он не должен быть единичным. В Украине, как и в других странах мира, происходит немало чрезвычайных событий. Поэтому логично, что мы должны воспользоваться международным опытом их освещения.
Особую ценность приобретают японские наработки в этой области. Эта страна нередко подвергается различным природным и техногенным катаклизмам и научилась четко сообщать о них населению. Если жители Советского Союза с опозданием получили официальную информацию о Чернобыльской катастрофе, то об аварии на атомной станции Фукусима японцы были проинформированы в тот же день.
Японские эксперты подчеркивают, что наладить четкую работу по освещению чрезвычайных событий помогает ряд факторов. Например, в Японии общественный вещатель NHK всегда старается быть первым и наиболее надежным источником информации о чрезвычайных событиях. В случае Украины, в прошлом году была принята законодательная норма, которая обязывает органы власти предоставлять информацию о чрезвычайных событиях Общественному, однако пока она не реализуется эффективно. Об этом во время тренинга говорили представители региональных филиалов Общественного.
«Что касается освещения чрезвычайных событий, то здесь украинское Общественное должно решить две задачи, – объяснил главный советник JICA Др. Кейичи Хашимото. – Первая – это реформировать свою внутреннюю сеть, выстроить внутри канала систему коммуникаций между центральным офисом и местными филиалами. А вторая задача – это коммуникация с органами Государственной службы по чрезвычайным ситуациям. Сотрудничество нужно тоже грамотно наладить на региональном и центральном уровнях, чтобы они немедленно сообщали в эфир, если происходят стихийные бедствия или другие катаклизмы».
Как JICA поддерживает общественное телевидение в Украине
JICA поддерживает развитие демократии в разных странах мира, в том числе, – в Украине.
В 2014 году в нашей стране с официальным визитом находился министр иностранных дел Японии Фумио Кишида. Тогда были определены приоритеты японской помощи: борьба с коррупцией и поддержка независимых СМИ.
Поддержка японской стороны осуществляется в рамках Проекта развития потенциала общественного вещателя в Украине, который реализуется с января 2017 года. Помощь оказывается в трех направлениях. Первое – это техническое обеспечение общественного телевидения и обучение его персонала умелому обслуживанию этого сложного телевизионного оборудования. Второе направление нацелено на улучшение программного контента телеканала в сфере просветительских и социально значимых программ. Третье – это отработка системы оповещения о чрезвычайных ситуациях и налаживание коммуникации с представителями местных и государственных органов власти.
По словам заместителя директора Департамента индустриального развития и государственной политики JICA господина Кьохеи Мийоши, предварительно предполагалось, что Проект будет работать до июля 2019 года. «Но JICA видит, что реализация первого компонента, предусматривающего работу с оборудованием, требует больше времени. Поэтому Агентство планирует продлить работу Проекта на один год – до июля 2020 года», – рассказал он.
В рамках работы Проекта JICA присылает в Украину японских экспертов, которые непосредственно работают с персоналом Общественного. Также сотрудники телеканала проходят тренинги в Японии, на месте овладевают опытом подготовки программ, оповещения населения в условиях экстренных ситуаций. Такая учеба, в частности, проходила в 2017-2018 годах. В 2019-2020 годах планируется провести тренинги для персонала, который будет работать с японской телевизионной техникой.
Др. Кейичи Хашимото в целом высоко оценивает сотрудничество с украинской стороной. Он отметил, что при содействии Проекта на общественном телевидении уже запущено в эфир кукольное шоу «Додолики» и создано инклюзивную программу «Разом» для людей с особыми потребностями. «Первый выпуск этой программы уже состоялся, и она получила очень хорошие отзывы», – подчеркнул он.
На сегодня подготовлено 12 выпусков программы «Додолики».
Генеральный продюсер просветительского вещания Общественного Татьяна Кисельчук рассказала: «В мае текущего года я принимала участие в тренинге в Токио и Осаке. Там мы были в студиях, много общались с продюсерами о том, как они делают конкретные программы. Там много кукольных шоу. Главное, чему я научилась у них, это то, как они развивают у детей абстрактное мышление. Мы в Украине подходили к этому менторски, поучительно. А они предлагают «взгляд со стороны», чтобы ребенку было интересно», – поделилась она.
По мнению господина Кьохеи Мийоши, высокой результативности Проекта способствует то, что его сотрудники постоянно находятся в контакте с командой Общественного. «Мы знаем, что у них каждый день происходит и что им нужно. И делаем все возможное для того, чтобы максимально удовлетворить их потребности».
Успешный опыт NHK
Руководитель группы Проекта развития потенциала общественного вещателя в Украине господин Ацуши Мияо более 30 лет работал журналистом на японском общественном телеканале NHK, теперь работает в его дочерней компании NHK International. Поэтому работу общественного вещания знает, что называется, изнутри.
История NHK начиналась в 1925 году, и тогда это была радиокомпания, причем, очень близкая к правительству. После Второй мировой войны возникла потребность коренным образом реформировать японское общество, сделать его демократическим. Этому посодействовало общественное телевидение, которое вышло в эфир в 1950 году. Поэтому вскоре NHK исполнится 70 лет, и оно имеет огромный уровень доверия.
«У компании NHK есть две вещи, к которым мы очень серьезно относимся, – подчеркнул господин Ацуши Мияо. – Это как два колеса одной машины, которые вращаются одновременно. Первая – это трансляция срочных новостей, и вторая – это трансляция избирательных кампаний».
По словам господина Ацуши Мияо, когда японские зрители смотрят другие телеканалы и появляются сообщения о цунами или землетрясении, масштабном пожаре или аварии, они мгновенно включают общественный NHK. «Мы предоставляем программы высокого качества, богатого содержания, – пояснил он. – И всю информацию излагаем непредвзято и справедливо. Тем самым делаем вклад в развитие здорового демократического общества».
Г
осподин Ацуши Мияо рассказал, что в Японии различают три вида телевидения. Первое – это национальное, которое полностью управляется правительством. Второе – коммерческое, оно живет за счет денег спонсоров и продажи рекламы. Общественный вещатель находится посредине. Для него важно решить вопрос, где зарабатывать деньги, как получать прибыль.
«Основной доход NHK идет от абонплаты, – отметил он. – Также телеканал получает небольшую помощь от правительства».
По информации господина Ацуши Мияо, сейчас ежегодные доходы канала составляют 6,4 млрд. долларов. 98% от этой суммы составляет абонплата.
«При создании программ NHK придерживается принципа свободы. Ни одна крупная компания, корпорация, правительство не могут вмешиваться в их содержание. Это базовый принцип канала», – отметил руководитель группы Проекта. И добавил: «Я считаю, что для развития демократического общества в Украине создание общественного вещания является хорошей возможностью и необходимостью».
Медиа, которому доверяешь
Господин Ацуши Мияо, говоря о сотрудничестве с украинскими коллегами, отметил: «Хоть Украина очень далеко от Токио и жизнь здесь совсем другая, мы все равно наслаждаемся ею. Все сотрудники НОТУ к нам очень хорошо относятся. Нам легко работать с этой командой, ведь все понимают, что такое общественный вещатель и все вкладывают душу в свою работу».
Он убежден, что это сотрудничество поможет Общественному успешно пройти этап становления и приобрести свою аудиторию.
Председатель правления Национальной общественной телерадиокомпании Украины Зураб Аласания отметил, что идея развития в нашей стране общественного вещателя действительно находит широкую поддержку со стороны международного сообщества. «Международные партнеры и доноры не только помогают нам экспертами, тренингами, грантами, но и выражают публичную поддержку НОТУ, фактически выступают адвокатами реформы, – сказал он. – Для нас это сигнал, что партнеры разделяют ценности независимого медиа и понимают его роль в обществе».
В то же время он подчеркнул, что на «данный момент международное сообщество и партнеры выражают нам больше поддержки, чем государство». И проиллюстрировал это цифрами.
На финансовую поддержку НОТУ Госбюджетом на следующий год выделяется 1 млрд. 5 млн. 100 грн. И это вместо 1 млрд. 816 млн. грн., как это предусмотрено действующим законодательством. Значит, НОТУ получит на 45% меньше денег, чем необходимо. И это при том, что компания уже накопила 200 млн. грн. долгов из-за недофинансирования в текущем году.
«Мы должны разработать более стойкую модель финансирования, которая будет гарантировать финансовую независимость, и также не будет зависеть от голосования политиков», – поделился Зураб Аласания.
Сегодня потребность в общественном вещателе в Украине является очевидной. «В условиях медиарынка Общественное должно стать альтернативой и противодействием манипуляциям и пропаганде на коммерческих или государственных каналах. Мы создавали и продолжаем создавать объективные новости для общества. Мы производим информационные, просветительские, развлекательные программы, которые не токсичны для зрителей. Для демократического общества жизненно важно иметь медиа, которому ты можешь доверять», – подчеркнул председатель правления НОТУ.
По словам господина Ацуши Мияо, он и его коллеги из канала NHK, которые занимаются международной помощью, направляют усилия для достижения такой цели: «Если нам удастся сделать надлежащий вклад в развитие демократического украинского общества, мы будем очень счастливы».