17 июля 2015 года был принят Закон Украины “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения неприбыльных организаций” № 652-VIII (далее Pакон №652).

Принятый Закон №652 внес изменения в ряд нормативно-правовых актов, в частности в пункт 35 подраздела 4 раздела XX “Переходных положений” Налогового кодекса Украины (далее по тексту — НКУ). Согласно вышеуказанному пункту, все неприбыльные организации (предприятия и учреждения; далее по тексту — “ОО”), чьи учредительные документы не соответствуют требованиям п. 133.4 ст. 133 НКУ, обязаны привести в соответствие свои правоустанавливающие документы, если изменения не будут произведены до 01.01.17г., такие организации не будут включены в новый реестр неприбыльных организаций.

Суть изменений заключается в наличии в учредительных документах ОО:

запрет распределять прибыль между членами ОО
наличие положений о том, что в случае ликвидации ОО, все его активы не распределяются между его основателями (членами), а передаются другим ОО соответствующего типа или передаются в доход государства.
У данной нормы есть исключение, что вышеуказанные изменения не распространяются на объединения и ассоциации объединений совладельцев многоквартирных домов. А это означает, что данные изменения касаются всех остальных объединений, а это все — общественные организации спилки, в том числе религиозные организации, благотворительные организации, политические партии, садовые товарищества и многие неприбыльные организации.

По очень грубому подсчету (не претендую на точные цифры) в Украине насчитывается порядка 100 000 неприбыльных объединений, можно предположить, что в документах большинства их них отсутствуют вышеуказанные нововведения, что в свою очередь гарантирует загруженность компетентных органов в сфере внесения изменений в Государственный реестр.

Для того чтобы минимизировать недовольство этих самых неприбыльных организаций, в Законе №652 была предусмотрена льгота, в виде отсутствия необходимости оплачивать регистрационный сбор за внесение изменений (п.5 раздел VIII “Заключительных положений” Закона Украины “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей” от 15 мая 2003г. № 755-IV (далее — Закон №755)). То есть, вносить изменения в устав нужно, а платить за это не нужно.

Однако, Законом Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей” и некоторых других законодательных актов Украины относительно децентрализации полномочий по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований” от 26.11.2015г. №835-VIII (далее — Закон №835) Закон №755 был изложен в новой редакции, в последствии чего, толи из-за халатности, толи холодного расчета законодателя льгота исчезла.

Кроме того, с января 2016 года Законом №835 был изменен размер оплаты за внесение изменений для юридических лиц и неприбыльных организаций с 0,05 размера минимальной заработной платы (68,90 грн) до 0,3 размера минимальной заработной платы (413,40 грн).
Напомню, пунктом 35 подраздела 4 раздела XX “Переходных положений” НКУ установлен срок, в течение которого нужно внести изменения в правоустанавливающие документы — до 01.01.2017 года, если этого сделано не будет, то неприбыльные организации перестанут быть таковыми.

На сегодняшний день получается ситуация, одним законом обязывают внести изменения в учредительные документы неприбыльной организации, а другим отменяется льгота и вводится немалая пошлина за эти изменения.

На выходе получится ситуация, что до конца года государственный бюджет пополниться на:
413,40 грн. (сбор за внесение изменений в реестр) умноженный на 100 000 неприбыльных организаций, чьи учредительные документы, скорее всего, не соответствуют нововведениям и получаем сумму в размере 413 400 000 грн.

Именно на эту сумму должен пополниться Государственный бюджет Украины, и как вы понимаете, эта сумма будет включена в сумму членского взноса, вот так, с “миру по нитке” и миллионы в государственный бюджет.

Автор: Леонид Викторов
директор компании Adviser

Источник: http://delo.ua/business/halatnost-ili-holodnyj-raschet-zakonodatelja-314891/?utm_campaign=traqli&utm_source=traqli&utm_medium=traqli&source=traqli © delo.ua

You may also like

Законодавство

Неточна назва товару в розрахунковому документі, що не спотворює інформації про розрахункову операцію, не робить такий документ нерозрахунковим

Набрав чинності наказ Міністерства фінансів України «Про внесення змін до наказу Міністерства фінансів України від ...

Leave a reply