17 июля 2015 года был принят Закон Украины “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения неприбыльных организаций” № 652-VIII (далее Pакон №652).
Принятый Закон №652 внес изменения в ряд нормативно-правовых актов, в частности в пункт 35 подраздела 4 раздела XX “Переходных положений” Налогового кодекса Украины (далее по тексту — НКУ). Согласно вышеуказанному пункту, все неприбыльные организации (предприятия и учреждения; далее по тексту — “ОО”), чьи учредительные документы не соответствуют требованиям п. 133.4 ст. 133 НКУ, обязаны привести в соответствие свои правоустанавливающие документы, если изменения не будут произведены до 01.01.17г., такие организации не будут включены в новый реестр неприбыльных организаций.
Суть изменений заключается в наличии в учредительных документах ОО:
запрет распределять прибыль между членами ОО
наличие положений о том, что в случае ликвидации ОО, все его активы не распределяются между его основателями (членами), а передаются другим ОО соответствующего типа или передаются в доход государства.
У данной нормы есть исключение, что вышеуказанные изменения не распространяются на объединения и ассоциации объединений совладельцев многоквартирных домов. А это означает, что данные изменения касаются всех остальных объединений, а это все — общественные организации спилки, в том числе религиозные организации, благотворительные организации, политические партии, садовые товарищества и многие неприбыльные организации.
По очень грубому подсчету (не претендую на точные цифры) в Украине насчитывается порядка 100 000 неприбыльных объединений, можно предположить, что в документах большинства их них отсутствуют вышеуказанные нововведения, что в свою очередь гарантирует загруженность компетентных органов в сфере внесения изменений в Государственный реестр.
Для того чтобы минимизировать недовольство этих самых неприбыльных организаций, в Законе №652 была предусмотрена льгота, в виде отсутствия необходимости оплачивать регистрационный сбор за внесение изменений (п.5 раздел VIII “Заключительных положений” Закона Украины “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей” от 15 мая 2003г. № 755-IV (далее — Закон №755)). То есть, вносить изменения в устав нужно, а платить за это не нужно.
Однако, Законом Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей” и некоторых других законодательных актов Украины относительно децентрализации полномочий по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований” от 26.11.2015г. №835-VIII (далее — Закон №835) Закон №755 был изложен в новой редакции, в последствии чего, толи из-за халатности, толи холодного расчета законодателя льгота исчезла.
Кроме того, с января 2016 года Законом №835 был изменен размер оплаты за внесение изменений для юридических лиц и неприбыльных организаций с 0,05 размера минимальной заработной платы (68,90 грн) до 0,3 размера минимальной заработной платы (413,40 грн).
Напомню, пунктом 35 подраздела 4 раздела XX “Переходных положений” НКУ установлен срок, в течение которого нужно внести изменения в правоустанавливающие документы — до 01.01.2017 года, если этого сделано не будет, то неприбыльные организации перестанут быть таковыми.
На сегодняшний день получается ситуация, одним законом обязывают внести изменения в учредительные документы неприбыльной организации, а другим отменяется льгота и вводится немалая пошлина за эти изменения.
На выходе получится ситуация, что до конца года государственный бюджет пополниться на:
413,40 грн. (сбор за внесение изменений в реестр) умноженный на 100 000 неприбыльных организаций, чьи учредительные документы, скорее всего, не соответствуют нововведениям и получаем сумму в размере 413 400 000 грн.
Именно на эту сумму должен пополниться Государственный бюджет Украины, и как вы понимаете, эта сумма будет включена в сумму членского взноса, вот так, с “миру по нитке” и миллионы в государственный бюджет.
Автор: Леонид Викторов директор компании Adviser Источник: http://delo.ua/business/halatnost-ili-holodnyj-raschet-zakonodatelja-314891/?utm_campaign=traqli&utm_source=traqli&utm_medium=traqli&source=traqli © delo.ua