Кабинет министров 5 октября постановлением № 693 изменил порядок возмещения работодателям единого социального взноса. При этом в правительстве презентовали эти изменения как “упрощение механизма компенсации, которое будет способствовать усилению заинтересованности работодателей в трудоустройстве безработных на новые рабочие места”. Delo.UA пообщалось с юристами и разобралось, что на самом деле поменял Кабмин в компенсации ЕСВ.
Кому возмещают ЕСВ?
По словам юриста ЮФ “Василь Кисиль и Партнеры” Александра Мельника, право компенсации единого социального взноса на основании измененного постановления имеют две категории работодателей.
Во-первых, это работодатель, который трудоустроил на новое рабочее место (новая штатная единица, введенная в течении предыдущих 12 месяцев) не менее чем на 2 года неконкурентоспособного работника (матери- или отцы-одиночки; сироты; освобожденные после отбывания наказания; молодежь после окончания учебных заведений и пр.), который являлся безработным и был направлен к работодателю службой занятости.
Во-вторых, получить возмещение ЕСВ может субъект малого предпринимательства (ФОП или ЮЛ с годовым доходом до 10 млн. евро и количеством работников до 50), который трудоустроил на новое рабочее место в приоритетных видах экономической деятельности не менее чем на 2 года безработного, направленного службой занятости.
Таким образом, по словам Александра Мельника, чтобы получить компенсацию, работодатель должен взять на новое рабочее место сотрудника, который был официально зарегистрирован безработным и направлен службой занятости. Трудоустройство должно быть оформлено не менее чем на 2 года. Срочный договор на год или сезонные работы не подойдет. А чтобы получить возмещение, работодателю необходимо в течение 2 месяцев после трудоустройства обратится в центр занятости с заявлением.
“Работодатель будет каждый месяц получать компенсацию ЕСВ в течение первого года работы такого сотрудника. Важный момент: если трудовой договор будет расторгнут по инициативе работодателя или по соглашению сторон до истечения 2-годового срока, работодатель будет обязан вернуть все компенсированные суммы, либо же трудоустроить другого работника по направлению службы занятости”, — отмечает юрист.
Что меняется в возмещении ЕСВ?
“Размещенный на сайте правительственного портала комментарий к постановлению представляет его как таковой, что упрощает механизма компенсации работодателям единого социального взноса и приводит его в соответствие с законодательством. Полностью соглашаюсь с тем, что изменения касаются приведения порядка компенсации в соответствие с законодательством”, — отмечает Наталья Куриленко, член Ассоциации юристов Украины, руководитель налоговой практики адвокатской компании “Соколовский и Партнеры”, аудитор.
Александр Мельник также отмечает, что изменения имеют скорее технический характер и связаны, в первую очередь, с введением единой 22% ставки ЕСВ, вместо предыдущей — дифференцированной.
Во-первых, по словам Мельника, больше нет необходимости указывать в справке работодателя класс профессионального риска, который утратил свой смысл после введения единой ставки ЕСВ.
Во-вторых, постановление изменяет названия фискальных органов в соответствии с Налоговым кодексом, отмечает Куриленко.
В-третьих, центр занятости больше не будет заниматься арифметикой, высчитывая сумму ЕСВ исходя из размера зарплаты работника и ставки ЕСВ, применяемой к работодателю. Ранее он получал данные о размере зарплаты из Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования и должен был сам посчитать сумму ЕСВ. Сейчас же сотрудники центра занятости будут сразу получать информацию о сумме начисленного ЕСВ, то есть сумме, которую необходимо компенсировать.
Каких ждать последствий?
“Можем предположить, что внесенные изменения позволят ускорить процедуру зачисления сумм компенсации на счета работодателей, которое производиться до 30 числа следующего месяца после подачи отчетности по ЕСВ”, — отмечает юрист ЮФ “Василь Кисиль и Партнеры” Александр Мельник.
Тем не менее, руководитель налоговой практики адвокатской компании “Соколовский и Партнеры” Наталья Куриленко считает, что рассчитывать на сокращение сроков ожидания компенсации, смысла нет. “Сроки проведения компенсации остались неизменными, а процесс ожидания денег от государства всегда был длительным”, — суммирует Куриленко. По мнению эксперта, такие изменения — это приведение Порядка компенсации к нормальной логике.
Кроме того, Александр Мельник обращает внимание на интересный факт. Принятыми изменениями в Постановление № 347 не были включены ветераны АТО, которых еще летом Верховная Рада включила в квоту неконкурентоспособных работников. На сегодня они упоминаются в статье 14 Закона № 5067-VI, но в Постановлении № 347, где дублируются неконкурентоспособные категории, их до сих пор нет.
“Учитывая то, что работники центров занятости руководствуются механизмом, предусмотренным непосредственно Постановлением № 347, такая оплошность может привести к проблемам с компенсацией ЕСВ, уплаченного за трудоустроенных ветеранов АТО. Все же будем надеяться, что здравый смысл победит и самого включения ветеранов в Закон № 5067-VI будет достаточно для выплаты компенсации”, — отмечает юрист.
Источник: http://delo.ua/ukraine/chto-izmenilos-dlja-platelschikov-esv-323727/ © delo.ua