В январе БИЗНЕС оценил КПД реализации реформ, предусмотренных Коалиционным соглашением, в 18%. По результатам I квартала 2015 г. мы повысили субъективные оценки КПД работы коалиции до 25% (см. “Оценка выполнения обещаний…” на стр.8, 10).
В Администрации Президента считают, что этот показатель составляет всего 5%. Примерно в этих пределах (5-30%) оценивают свою работу и сами коалицианты (см. “Комментарии…” на стр.6, 7). Мы специально употребили термин “примерно”. Дело в том, что провести анализ качества реформ сейчас невероятно сложно.
Ведь кроме Коалиционного соглашения существуют еще несколько производных (или связанных) программных документов по реформированию. Апогеем реформаторского нормотворчества стал План мероприятий, утвержденный распоряжением Кабинета министров №213-р от 04.03.15 г.
В нем Кабмин слепил в кучу все предложения из своей Программы, президентской Стратегии и Коалиционного соглашения и определил конкретные даты выполнения обещаний на 2015 г. (скорректированы по сравнению с Коалиционным соглашением) и ответственные госорганы.
К слову, наши 25% КПД — это определенный аванс власти, поскольку в действительности разработано, но пока не принято, много законопроектов и проектов нормативных актов, которые теоретически будут способствовать проведению реформ. И если бы правительство не провалило налоговую реформу, этот показатель был бы еще выше.
При этом парламентская коалиция даже не удосужилась на уровне своего координационного совета создать и обнародовать единый отчет о работе на основе выполнения пунктов Соглашения. Журналисты БИЗНЕСа на прошлой неделе попытались стимулировать депутатов к такой деятельности.
Но самая главная проблема даже не в том, как механически посчитать проделанную работу и сравнить результат с обещаниями. Это процесс хотя и сложный, но отнюдь не главный. Поскольку он будет всего лишь количественным отражением стараний парламента
Проблема в том, что реформы в Украине проводятся практически без уточнения и определения конкретных целей, которые должны быть выражены в показателях экономической эффективности и т.п. Такие цели описаны в президентской Стратегии в виде ключевых показателей качества реформ аж к 2020 г. (см. “Системы измерения качества…” на стр.8).
Дмитрий Шимкив, заместитель главы Администрации Президента, попытался систематизировать хаос и добился запуска бета-версии сайта “Реформы в Украине”, где можно узнать о сути реформ, плане их выполнения и ключевых показателях. Правда, многие стандартные формы на нем еще не заполнены.
Но как оценивать и корректировать деятельность реформаторов в ближайшие годы? Премьер-министр Арсений Яценюк недавно сказал СМИ по поводу правильности и качества реформ буквально следующее: “Те, кто не делают реформ, не получают $25 млрд от МВФ и иностранных кредиторов”.
Довольно странный ориентир на кредиты МВФ. Их надо будет отдавать. С процентами. А без улучшения таких показателей (читай — целей), как рост ВВП, увеличение доли переработки в структуре ВВП, наращивание экспорта и т.п., наши дети эти деньги отдать не смогут.
Кстати, по этому поводу очень метко в украинских СМИ высказался Лешек Бальцерович, автор радикальных реформ в Польше: “Опыт показывает, что никакая финансовая помощь не заменяет реформы. Мы в Польше никогда не говорили, что делаем какие-то шаги, так как этого требует МВФ. Мы просто проводили реформы…”.
В связи с этим весьма своевременной является инициатива гражданского общества. В апреле Гражданская платформа “Нова Країна” заявила, что их специалисты уже разрабатывают систему оценки качества проведения реформ — KPI (ключевые показатели эффективности; см. “Системы измерения качества…” на стр.8).
Национальный совет реформ уже утвердил KPI по четырем направлениям. В ближайшие недели будут разработаны и представлены системы оценки еще по 14 направлениям.
Комментарии коалициантов
Олег Березюк,
глава фракции “Объединение “Самопоміч”:
— Я пока не анализировал в процентном соотношении Соглашение, но выполнено, как я понимаю, примерно 15%. Но я бы не измерял в процентах. Важнее — суть. Приняв Закон “Об объединении общин”, мы выполнили задачу децентрализации на 20%. Теперь главное — его внедрение. Кабмин не прилагает усилий для реализации этого Закона.
Далее, приняв Бюджет и Бюджетный кодекс, предполагающий бюджетную децентрализацию, мы реально выполнили эту задачу на 25%, что вызвало волну возмущения, потому что города получили больше денег, области — потеряли, началась природная конкуренция. В то же время мы не выполнили наших оборонных обязательств, не приняли Военную доктрину.
Почему так происходит? Государственных чиновников по большому счету нет, поэтому таков уровень политической безответственности и коррупции. Мы не обсуждали пока темпы выполнения Соглашения. Ваше предложение хорошее, обязательно подниму этот вопрос. Но Коалиционное соглашение — документ качественный и актуальный, его цитируют и за его выполнением следят.
Игорь Кононенко,
первый заместитель главы фракции Блока Петра Порошенко:
— Мы разошлись во мнениях с Дмитрием Шимкивым, который считает, что выполнены только 5% Коалиционного соглашения. Анализ, проведенный нашей фракцией, показал, что выполнено около 30%. Коалиционное соглашение проработано качественно. У меня претензии к работе парламента. КПД его работы низкий.
Некоторые нормы Соглашения, правда, недоработаны. Есть проблема и с качеством работы Аппарата Верховной Рады, Кабмина, которые подают некачественные документы.
На обсуждение Совета коалиции анализ Соглашения наша фракция пока не выносила. Но в ближайшее время обсудим.
Юлия Тимошенко,
глава фракции “Всеукраинское объединение “Батьківщина”:
— К сожалению, Коалиционное соглашение, по нашим оценкам, выполнено на 5-7%, не более. То есть оно практически не выполнено. И мы инициируем собрание коалиции, причем на уровне не лидеров фракций и партий, а всех членов коалиции, чтобы проанализировать, какие позиции Коалиционного соглашения не выполняются и почему.
Андрей Тетерук,
первый заместитель главы фракции “Народный фронт”:
— Я поставил задачу секретарю Совета коалиции сделать выборку: что мы не успели сделать по техническим или каким-либо иным причинам за первый квартал. И буквально завтра будет готов этот перечень (разговор состоялся 7 апреля. — Ред.). Как раз на Совете коалиции рассмотрим его. Хорошо, что напомнили.
Андрей Лозовой,
первый заместитель главы фракции Радикальной партии Олега Ляшко:
— Не считал, но выполнили минимум. На Совете коалиции не подводили итогов. Но если бы Коалиционное соглашение выполнялось на 100%, мы бы жили в другой стране.
Не выполняется Соглашение, потому что в коалиции много приспособленцев и ставленников олигархов, людей, для которых собственные бизнес-интересы важнее государственных. Министры тоже блокируют выполнение важных решений.
№ | Обещание действия | Балл** | Оценка выполнения и отдельные комментарии | ||||
I. Реформа системынацбезопасности иобороны | |||||||
Принятие новой Стратегии национальной безопасности и новой Военной доктрины (определение вероятного противника) | (-)1 | Не выполнено. Проекты документов готовит Минобороны | |||||
Внедрение системы стратегического планирования и прогнозирования, определение алгоритма действий в кризисных ситуациях. Функции координации возложить на аппарат СНБО | 0 | Выполнено частично. Принят закон о координационной роли СНБО | |||||
Внесение изменений в закон «Об очищении власти» относительноотдельного механизма очищения власти в разведывательных органах | (+)1 | Выполнено.Внесены изменения относительно люстрации офицеров высшего звена всех силовых структур | |||||
Принятие Программы развития ВСУ и Программы развития вооружения | (-)1 | Не выполнено. По словам министра обороны Степана Полторака, программа развития ВСУ разработана. Опубликована не была, в ВРУне рассматривалась. | |||||
Выведение из состава МининфраструктурыГосспецтрансслужбы, и ее включение в состав ВСУ | (-)1 | Не выполнено. На начало апреля Служба находилась в ведении Мининфраструктуры | |||||
Внедрение механизма назначения военных комендантов в условиях ведения «гибридной» войны | (-)1 | Выполнено частично. Вместо военных комендантов председатели областных администраций переименованы в председателей военно-гражданских администраций (закон от 03.02.2015 г. №141) | |||||
Повышение заработной оплаты военнослужащих | 0 | Частично выполнено. Вместо увеличения окладов, установлена система премий военнослужащим в зоне АТО | |||||
Внесение изменений в законы «Об обороне» и «О правовом режиме военного положения» для определения порядка подотчетности военных формирований в случае введения военного положения | 0 | Выполнено частично. Приняты изменения в закон «Об обороне Украины». В ВРУзарегистрированзаконопроект «О правовом режиме военного положения» | |||||
Создание украинской военной организации – принятие закона «Об Украинской военной организации» | (-)1 | Не выполнено. Законопроектом,зарегистрированным в ВРУ, предлагается узаконить батальоны территориальной обороны | |||||
Оптимизация финансовой деятельности «Укроборонпрома» с целью вернуть часть денег от реализации контрактов по поставкам вооружения производителям | (-)1 | Не выполнено. Не проведена ревизия контрактов | |||||
Создание межведомственной комиссии по вопросам развития ОПК при Кабмине | (-)1 | Не выполнено | |||||
Законодательное закрепление статуса вынужденных переселенцев с временно оккупированных территорий, соцгарантии | (+)1 | Выполнено. Приняты законы № 77 и № 11.«Беженцы» могут получить денежную помощь в случае выезда с оккупированной территории | |||||
II. Конституционная реформа | |||||||
Создание Временной специальной комиссии Верховной Рады Украины для подготовки согласованных коалицией изменений в Конституцию | (+)1 | Выполнено по инициативе Президента: 3 марта подписан соответствующий указ. В конце марта создана комиссия при Президенте | |||||
III. Обновление власти и антикоррупционная реформа | |||||||
Создание Национального антикоррупционного бюро (НАБ). Проведение конкурсного отбора на назначение директора НАБ. Определение расходов в госбюджете-2015. Внесение изменений в законы о НАБ, о прокуратуре | (-)1 | Не выполнено. В законы о НАБ и прокуратуре внесены нужные изменения. Проведен конкурс на назначение директора. Однако директор НАБ не назначен | |||||
Внести изменения в закон о Государственном земельном кадастре для обеспечения доступа в интернете к информации о земучастках и правах на них. Обеспечить выполнение положения о доступе через интернет к информации о недвижимости и конечных бенефициарных собственникахюридических лиц | 0 | Выполнено частично. Законопроект о земельном кадастре разработан, но не рассмотрен парламентом. Зарегистрирован проект закона об усилении прозрачности в сфере отношений собственности № 2423. Минюст открыл доступ к информации о правах на недвижимость | |||||
Законодательно запретитьгосорганам требовать от граждан и бизнеса информацию, которой государство уже владеет | (-)1 | Не выполнено | |||||
IV. Судебная реформа | |||||||
Привести систему правосудия к европейским стандартам, в том числе усовершенствовать процессуальное законодательство | 0 | Начато выполнение. Внесены изменения в законы «О судоустройстве и статусе судей» и «О Высшем совете юстиции». Документы предполагают усиление роли Верховного суда, формальную роль Президента в назначении судей, введение перечня оснований для привлечения судей к ответственности за нарушение присяги | |||||
V. Реформа органов правопорядка | |||||||
Национальная гвардия – военное формирование в системе МВД. Принятие новых документов оборонного планирования (Программа развития ВСУ, Программа развития вооружений и военной техники) | (-)1 | Не выполнено | |||||
VI. Реформа избирательного законодательства | |||||||
Отказ от смешанной (пропорционально-мажоритарной) избирательной системы, внедрение пропорциональной системы выборов вВРУ по открытым спискам | (-)1 | Не выполнено. Зарегистрирован законопроект «О выборах народных депутатов Украины» № 1068-1, который не предполагает полного отказа от мажоритарной системы | |||||
Усиление ответственности политических партий, прозрачностьфинансирования их деятельности | (-)1 | Не выполнено. 6 апреля зарегистрирован законопроект №2563 о финансировании политических партий из госбюджета | |||||
Законодательное закрепление ответственности за нарушение требований избирательного законодательства | (-)1 | Не выполнено | |||||
VII. Децентрализация и реформа публичной администрации | |||||||
Принять изменения в Бюджетный, Налоговый кодексы и другие законы, которые обеспечат необходимое ресурсное обеспечение местного самоуправления | 0 | Выполнено частично. Изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы приняты, но ресурсную самостоятельность регионов они не обеспечивают | |||||
Предоставить органам местного самоуправления финансовые ресурсы, согласно полномочиям, перечень которых устанавливается законом. Обеспечить финансовую самостоятельность местных бюджетов | (-)1 | Не выполнено. Отсутствует определенный Законом перечень полномочий органов местного самоуправления, который обеспечивается деньгами из госбюджета | |||||
Расширить доходную базу местных бюджетов, определив единые нормативы отчислений с налога на доходы физлиц и налога на прибыль | (-)1 | Не выполнено. Зарегистрирован законопроект № 1900 о внесении изменений в Бюджетный кодекс | |||||
Обеспечить уплату налога на доходы физлиц по месту осуществления деятельности работника | (-)1 | Не выполнено | |||||
Предоставить право органам местного самоуправления обслуживать местные бюджеты в банковских учреждениях, выбранных по открытым процедурам закупок | (-)1 | Не выполнено | |||||
Предоставить органам местного самоуправления право определять ставки и базу налогообложения недвижимости | (+)1 | Частично выполнено. В части реформы самого налога. Европейская практика предполагает определение базы налогообложения в зависимости от стоимости недвижимости | |||||
Внедрить горизонтальную систему выравнивания возможностей местных бюджетов по доходам, что позволит не изымать все сверхплановые доходы | (-)1 | Не выполнено | |||||
Внедрить формульные расчеты отраслевых трансфертов в соответствии с обновленными стандартами предоставления услуг | 0 | Выполнено частично. Минсоцполитики приказом от 5.01.2015 №1 утвердило только два стандарта предоставления услуг соцпомощи населению | |||||
Упростить доступ органов местного самоуправления к кредитным ресурсам | (-)1 | Не выполнено | |||||
Обеспечить взятие долгосрочных бюджетных обязательств по проектам государственно-частного партнерства на проекты развития | (-)1 | Не выполнено | |||||
Принятие новой редакции закона «О государственной службе» | (-)1 | Не выполнено. 30 марта зарегистрирован правительственный законопроект №2490 | |||||
Институционально усилить систему управления госслужбой | (-)1 | Не выполнено | |||||
Принять новую редакцию закона о службе в органах местного самоуправления | (-)1 | Не принято. 30 марта зарегистрирован правительственный законопроект № 2489 | |||||
Провести организационную реструктуризацию органов госвласти и местного самоуправления, сокращение численности госслужащих, оптимизация расходов | (-)1 | Не выполнено | |||||
Реформа Кабинета Министров, внесение изменений в законы о КМУ, о центральных органах исполнительной власти (ответственность министров, институт госсекретарей, система анализа и стратегического планирования госполитики) | (-)1 | Не выполнено | |||||
Принятие закона обурегулировании порядка импичмента Президента | (-)1 | Не выполнено | |||||
Принятие нового закона «О Счетной палате» (полномочия по контролю поступлений в бюджеты) | (+)1 | Выполнено. На прошлой неделе принят новый закон (законопроект 2515) | |||||
Обеспечение прозрачности расходования государственных финансов | (+)1 | Выполнен первый шаг. На прошлой неделе приняты два закона о доступе к информации, в т.ч. по бюджетным деньгам, в форме открытых данных (законопроекты №2171, №2172) | |||||
Внедрение системы электронныхгосзакупок | (+)1 | Выполнено частично. Общественные активисты запустили систему ProZorroдля «допороговых» госзакупок | |||||
IX. Регуляторная политика, развитие предпринимательства и обеспечение условий конкуренции | |||||||
Уменьшение количества разрешительных документов, лицензий, сертификатов | (+)1 | Приняты законыоб упрощении условий ведения бизнеса и сокращении видов лицензий. Процесс ощутимый. | |||||
Обеспечение защиты прав собственности, инвесторов | (+)1 | Частично выполнено. На прошлой неделе приняты законодательные изменения относительно защиты прав инвесторов | |||||
Уменьшение количества налогов до 9 | (-)1 | Не выполнено. Провал налоговой реформы. Фискальная нагрузка увеличена | |||||
Сокращение времени и денег налогоплательщиков на уплату налогов | (-)1 | Не выполнено | |||||
Прозрачность налоговой системы: финансовая медиация, экспертный апелляционный совет при Минфине, база налоговых консультаций | (-)1 | Не выполнено | |||||
Контроль над трансфертным ценообразованием по принципам ОЭСР с минимальным влиянием на бизнес | 0 | Принято ряд разумных изменений в Налоговый кодекс по трансфертному ценообразованию, но административная нагрузка на бизнес увеличилась | |||||
Отказ от карательной модели налогового контроля | (-)1 | Из 9 подпунктов выполнение примерно 50/50. Коалиция грубо нарушила свое обещание, убрав из сферы действия регуляторной политики деятельность налоговиков | |||||
Инициирование договоров со странами об избежании двойного налогообложения | (-)1 | Не выполнено | |||||
Уменьшение ставки ЕСВ | (-)1 | Уменьшена формально. Реального уменьшения на ФОТ не произошло | |||||
Существенное уменьшение численности ГФС | (-)1 | Не выполнено | |||||
Гарантированное и своевременное возмещение НДС | (-)1 | Не выполнено | |||||
Отмена принятой в 2014 г. системы электронного администрирования НДС | (+)1 | Выполнено | |||||
Внедрение стимулов для деофшоризации | (-)1 | Не выполнено | |||||
Создание независимых органов стандартизации и метрологии | (+)1 | Выполнено. Принят новый закон о стандартизации и ряд нормативных актов, функции нацоргана по стандартизации возложены на ГП «Укрметртестстандарт» | |||||
XI. Реформа сельского хозяйства | |||||||
Законодательное урегулирование передачи госземель в коммунальную собственность | (-)1 | Не выполнено | |||||
Сохранение системы налогообложения сельхозпроизводителей, возмещение НДС при экспорте сельхозпродукции | (-)1 | Не выполнено. В Налоговом кодексе введен запрет на возмещение НДС при экспорте | |||||
Внедрение финансовых биржевых инструментов торговли сельхозпродукцией | (-)1 | Не выполнено | |||||
Отмена процедур сертификации, разрешительных документов, сокращение времени на процедуры по соблюдению фитосанитарных требований и др. | (+)1 | Выполнено. Закон №191 о дерегуляции, приказы Минагрополитики | |||||
Разработка Концепции развития сельских территорий | (-)1 | Не выполнено | |||||
Введение экспортной пошлины на необработанную древесину, стимулирование деревообработки | (+)1 | Выполнено. На прошлой неделе принят закон о моратории на экспорт древесины на 10 лет | |||||
XII. Реформа энергетики | |||||||
Реформирование газового и электроэнергетического рынков в соответствие с Третьим энергетическим пакетом ЕС, разделение видов деятельности: производства, транспортировки, продажи энергоносителей | (+)1 | Выполнено частично. На прошлой неделе принят закон о рынке газа | |||||
Законодательное закрепление независимого статуса регулятора в сфере энергетики с учетом требований Третьего энергетического пакета | (-)1 | Не выполнено | |||||
Проведение инвентаризации договор о совместной деятельности в нефтегазодобывающей отрасли | (-)1 | Не выполнено | |||||
Снижение кворума проведения общего собрания акционерных обществ до 50%+1 акция | (+)1 | Выполнено | |||||
Установление для всех предприятий равной платы за добычу газа. Внедрение дифференцированной системы ставок добычи углеводородов на истощенных месторождениях, низкодебитных скважинах и месторождениях со сложными условиями разработки (на глубине 3-5 тыс. м) | (-)1 | Не выполнено. В Налоговом кодексе математически увеличили ставки ренты по добыче газа в рамках старой системы | |||||
Принятие нового Кодекса о недрах сусовершенствованиемЗУ «О нефти и газе», «О газе (метане) угольных месторождений», «О государственной геологической службе», «Горный закон Украины» | (-)1 | Не выполнено. В декабре 2014 г. Федерация работодателейгорняковУкраины заявила о том, чтоимибылразработан проект Кодекса о надрах | |||||
Законодательное урегулирование порядка предоставления, приостановки, аннулированияспецразрешений, равноправного проведения аукционов по их продаже, системы определения стоимости и др. | (-)1 | Не выполнено. Действуют старые постановления КМУ №594 «Об утверждении порядка проведения аукционов…», №615 «Об утверждении Порядка предоставления спецразрешений…» (от 30.05.2011 г.) | |||||
Усовершенствование механизма государственно-частного партнерства в пределах совместной деятельности и соглашений о разделе продукции | (-)1 | Не выполнено | |||||
Отменить мониторинг научного сопровождения пользования недрами | (+)1 | Выполнено. Отменено постановлением КМУ от 28.01.2015 №42 | |||||
Упрощение условий предоставления земучастков для разработки месторождений, прокладки трубопроводов и электросетей | (+)1 | Выполнено. Принят закон №191 о дерегуляции | |||||
Развитие нетрадиционных источников энергии, реформа системы «зеленых» тарифов | (-)1 | Не выполнено | |||||
XIII. Инфраструктура и транспорт | |||||||
Создание Нацкомиссии по регулированию ж/д транспорта, ликвидация перекрестного субсидированияпри ж/д перевозках | (-)1 | Не выполнено | |||||
Принятие нового закона о ж/д транспорте, госмонополия на владение объектами ж/д инфраструктуры, создание конкурентного рынка перевозчиков | (-)1 | Не выполнено | |||||
Повышение безопасности дорожного движения, принятие плана действий на 5 лет | (-)1 | Не выполнено | |||||
Изменения в закон «О дорожном движении» с определением системы управления безопасностью дорожного движения | (-)1 | Не выполнено | |||||
XIV. Реформирование ЖКХ | |||||||
Увеличение полномочий, ответственности и прозрачности ОСМД | (-)1 | Не выполнено | |||||
Законодательная база, обеспечивающая проведение собраний в домах, где не создано ОСМД | (-)1 | Не выполнено | |||||
Устранение регуляторных барьеров для создания рынка управления жильем, установление законодательных правил игры для поставщиков жилищных услуг | (-)1 | Не выполнено | |||||
Предоставление на места полномочий по установлению тарифов на утилизацию бытотходов | (-)1 | Не выполнено | |||||
Принятие Закона об энергоэффективности домов | (-)1 | Не выполнены | |||||
Привлечение инвестиций в энергоэффективность коммунальных и гособъектов, развитие энергосервиса | (+)1 | Выполнено. На прошлой неделе приняты законы, обеспечивающие интересы инвесторов при энергомодернизации (законопроекты №1409 и 1313) | |||||
КПД РАБОТЫ | 25% | ||||||
*Данные публикуютсяс сокращениями. Отобраны задачи, сроки исполнения которых в Коалиционном соглашении обозначены IV кварталом 2014 г, Iкварталом 2015 г., а также те, которые выполнены, хотя их реализация планировалась в течение 2015 г.
**Балл за действенность работы Коалиции:
– плюс (+)1 ставится за своевременное выполнение обещания с оценочным (субъективно) положительным эффектом для экономики, бизнеса и граждан от его выполнения
– ноль (0) ставится за формальное или частичное выполнение обещания, но в случае со спорным положительным оценочным (субъективно) эффектом для экономики, бизнеса и граждан от его выполнения
– минус (-)1 ставится за не выполнение обещания
Источник: http://www.business.ua/articles/primarily/Bezmernye-reformy-96511/