Попытки киевской власти упорядочить рынок передвижного общественного питания могут привести к росту взяток и цен на еду.
Офис Андрея находится у Золотых ворот в Киеве. Практически каждое утро по дороге на работу он покупает чашечку латте в одной из нескольких автокофеен, расположившихся в этой исторической части города, пишет Ксения Портная в №31-32 журнала Корреспондент от 21 августа 2015 года.
«У нас в офисе есть своя кофемашина и даже полноценная кухня с плитой, где можно приготовить кофе на любой вкус. Но в том, чтобы купить его по дороге на работу, есть какой-то тайный смысл», – улыбается Андрей.
А вот его коллега Юлия, напротив, автокофейни обходит стороной.
«Я им не доверяю, – говорит она. – Читала, что были случаи отравления, знаю, что не всегда соблюдаются санитарные нормы».
Ситуация на киевском рынке передвижного общепита так же неоднозначна, как и отношение потребителей к этому виду услуг. На таких, как Юлия, ссылаются власти, делая официальные заявления о необходимости навести порядок в уличной торговле. Для таких, как Андрей, в городе появляются все новые и новые мобильные кофейни и снековые.
Власти якобы борются с недобросовестным ведением бизнеса – случаями отравления, взрывами и беспорядочной парковкой, а бизнес выступает против административного давления, невозможности работать по белым схемам и коррупции
Власти якобы борются с недобросовестным ведением бизнеса – случаями отравления, взрывами и беспорядочной парковкой, а бизнес выступает против административного давления, невозможности работать по белым схемам и коррупции.
В результате ситуация на киевском рынке автокофеен и стритфуда на колёсах в целом напоминает захватывающий долгоиграющий телесериал, который с каждым днем становится всё интереснее и заканчиваться пока не планирует.
Борьба за выживание
Прошедшие месяцы ознаменовались целой серией пикетов и митингов представителей общепита на колёсах. После очередных угроз запретить работу автокофеен в принципе очередную волну негодования вызвали правила размещения точек передвижной мелкорозничной торговли, разработанные киевскими властями.
Открытые онлайн-торги за 229 точек размещения с последующим добавлением ещё 100 – такую альтернативу предложили столичному бизнесу стритфуда на колёсах
Открытые онлайн-торги за 229 точек размещения с последующим добавлением ещё 100 – такую альтернативу, разработанную департаментом промышленности и развития предпринимательства КГГА, предложили столичному бизнесу стритфуда на колёсах. По мнению властей, это должно вывести рынок из тени, очистить город от переизбытка таких точек торговли и улучшить качество их услуг.
«Мы выводим работу автокофеен из тени и наводим порядок в сфере передвижной торговли. Предприниматели должны платить деньги в бюджет и законно осуществлять торговлю в выделенных для этого местах», – заявил мэр Киева Виталий Кличко.
Бизнес, в целом выступающий за наведение порядка, с конкретными предложенными схемами не согласился. И 30 июля на встрече с мэром и руководством профильных департаментов КГГА Ассоциации мобильных кофеен удалось отсрочить проведение аукциона по разработанному плану до конца лета и добиться создания рабочей группы с участием представителей бизнеса для доработки или даже отмены этих нововведений.
По словам Алексея Бусаева, заместителя главы правления Ассоциации мобильных кофеен, подобными проектами власти преследуют исключительно популистские цели, имитируя бурную деятельность перед выборами. На практике это неработоспособная модель, которая будет вызывать много сомнений и обжалований через суд. И недостаточное количество выделенных мест – одна из основных причин неработоспособности предложенной схемы.
Теоретически уменьшение количества мобильных точек торговли призвано привести к увеличению конкуренции и, соответственно, улучшению качества их услуг. Практически реалии работы в украинской столице таковы, что на выходе ситуация в лучшем случае не изменится, в худшем – ещё более усугубится.
«Это уничтожение малого бизнеса в зародыше, – продолжает Бусаев. – Выделенных мест недостаточно. Сейчас в Киеве работает не менее 2 тыс. точек, между которыми начнётся нездоровая борьба за места вплоть до физического насилия. Представьте, человек три-четыре года работает на одном месте, а аукцион выигрывает кто-то другой. Отдаст ли он место, которое по праву считает своим? Нет! Рынок – он как живой организм, сам себя регулирует».
Основатель сети кофеен My Coffee Александр Воеводинменее категоричен в своих суждениях. По его мнению, уменьшение числа мест уличной торговли, безусловно, визуально очистит город, позволит проектам с долгосрочными перспективами и лучшими условиями для посетителей быть более устойчивыми на рынке.
«Но я уверен, что наши предприниматели будут бороться до конца, искать и находить множество законных лазеек, чтобы разместить свой объект, например, у фасадов существующих супермаркетов, ТРЦ», – говорит он.
Тем более, по словам Воеводина, до насыщения рынка уличных автокофеен ещё далеко, и он наполнен условно наполовину.
«Хотя очевидно, что удачных мест для размещения кофеен становится всё меньше», – добавляет эксперт.
С точки зрения организатора фестиваля Уличная еда Романа Тугашева, на столичном рынке должно присутствовать не менее 500 точек передвижной торговли. Из них 50% – еда (фудтраки) и столько же для торговли напитками (кофе-машины). Однако в целом он оценивает инициативу властей положительно.
«Если к этому подойдут с умом, всё организуют правильно, проведут прозрачный конкурс и допустят всех участников рынка, можно однозначно утверждать о скорых положительных изменениях в этой сфере», – считает Тугашев.
Под «крышей»
Ирония заключается в том, что как раз в прозрачность и честность конкурса многие участники рынка не верят.
«Сплошная коррупция и грабёж, – так описывает ситуацию на рынке Андрей Гетманенко, генеральный директор ООО Мобильные торговые комплексы. – После нововведений ничего не изменится до тех пор, пока будет существовать возможность управления рынком путём административного давления на него».
Формально в Украине открыть такой бизнес несложно. Нужно оформить свидетельство о регистрации предпринимателя, получить заключение санитарно-эпидемиологической службы, техпаспорт автомобиля с отметкой о его переоборудовании. А ещё, добавляют участники рынка, всегда иметь наготове конверт с деньгами.
«Сейчас коррупция в этой сфере – основной механизм регуляции именно из-за отсутствия законных инструментов», – говорит Тугашев.
Сумма «неофициального платежа» для работы в данной сфере варьируется от 2 тыс. до 6 тыс. грн в месяц в зависимости от формата, локации, денежного оборота, связей и договорённостей с теми или иными инстанциями
По его словам, сумма «неофициального платежа» для работы в данной сфере варьируется от 2 тыс. до 6 тыс. грн в месяц в зависимости от формата, локации, денежного оборота, связей и договорённостей с теми или иными инстанциями.
«Подобные платежи имели место у наших партнёров, взимали их разные подразделения, – рассказывает Воеводин. – И связано это в первую очередь с тем, что нет чётко описанных законных норм, при которых они могут спокойно, честно по закону работать».
Предприниматели готовы платить почти любые налоги, только бы заработали чёткие и прозрачные правила игры, полагает эксперт.
«По сути, стоимость законной аренды территории, на которой располагается точка, такая же, если не меньше, чем стоимость взятки, которую приходится платить, чтобы нормально работать. Поэтому я возлагаю большие надежды на то, что в случае, когда город будет давать разрешения для законного размещения точки питания, необходимость во взятках просто отпадёт и наличие законодательной базы привлечёт больше участников рынка и создаст условия для здоровой конкуренции», – отмечает Тугашев.
Воеводин рассказывает, что, например, на Манхэттене розыгрыш мест для объектов уличной торговли происходит ежегодно на открытых, справедливых и логичных условиях, а стоимость лицензий, со слов местных очевидцев, достигает $ 50-200 тыс. в год.
«В результате выигрывают все: у предпринимателей нет бесчисленного множества конкурентов, горожане получают чистые улицы и высокое качество услуг, государство – весомый вклад в бюджет от лицензий и налогов, поступающих от этих компаний», – говорит Воеводин.
Однако Бусаев ставит под сомнение эффективность проведения аукциона для решения этой задачи в Киеве.
«После аукциона стоимость взяток может только вырасти. Многие участники рынка (70-80%) не пойдут на аукцион и останутся работать «под прикрытием», – говорит он.
Вместо аукциона и оплаты добровольного паевого участия ассоциация предлагает ввести для работы передвижных видов мелкорозничной торговли более простую и понятную схему оплаты – парковочными талонами на разные сроки
Поэтому вместо аукциона и оплаты добровольного паевого участия ассоциация предлагает ввести для работы передвижных видов мелкорозничной торговли более простую и понятную схему оплаты – парковочными талонами на разные сроки, которые разрешат заниматься торговлей в любой точке города, где парковка не запрещена Правилами дорожного движения. Стоить такие талоны могут, например, 1 тыс. грн в месяц.
«В Европе используют модель уличной торговой лицензии. Образно говоря, купил патент на торговлю кофе в городе – и торгуй где хочешь, где не нарушаешь ни правил торговли, ни Правил дорожного движения», – ссылается Бусаев на европейский опыт.
По его мнению, подобная схема даст киевскому бюджету около 6 млн грн прямых поступлений в год и оставит на рынке только добросовестных предпринимателей, желающих работать легально.
В противном случае выиграют те, у кого есть деньги. И напитки подорожают минимум в три раза, считает эксперт.
«Уже сейчас кассы упали вдвое, цены подскочили, а новые сети продолжают появляться. Практически все основные расходники приобретаются за доллары, поэтому цены на них выросли на 50-70%. Сегодня можно говорить о выживаемости, а не об окупаемости», – делится Бусаев.
В случае удачной реализации проекта и ухода недобросовестных предпринимателей оставшиеся точки продаж смогут увеличить свои доходы.
«Скорее всего, их прибыль вырастет, это несложно спрогнозировать, так как с сокращением количества предложения спрос вряд ли уменьшится», – предполагает Воеводин.
По его данным, в среднем автокофейни зарабатывают 1,5-3,0 тыс. грн в день.
«Всё зависит от размещения, потока людей, качества и скорости работы бариста, оборудования, которое он использует. Сегодня цифры некоторых автокофеен могут достигать 8 тыс. грн в день, но это исключительно во время проведения фестивалей либо продажи на пересечении главных улиц, с наличием профессиональных суперавтоматических машин, способных позволить готовить кофе быстро и качественно», – говорит Воеводин.
Кроме того, эксперт отмечает, что стритуфуд на колёсах будет стремиться удержать цены. Иначе, если тарифы уровняются со стационарными точками, потребители просто уйдут в кафе.
В поиске компромисса
В департаменте промышленности и развития предпринимательства КГГА настаивают на том, что торги состоятся в любом случае. И сообщают, что с 11 августа все заинтересованные киевляне-предприниматели могут зарегистрироваться для участия и отслеживать состояние заявлений по размещению средств передвижной торговли на сайте департамента.
«Информация о новых точках будет обновляться ежедневно, чтобы желающие успели ознакомиться с интересными для них объектами. Торги состоятся, как и планировалось, 28 августа. В этот день мы предложим предпринимателям 229 мест», – объясняетдиректор департамента Максим Кузьменко.
Чиновник верит, что власти и бизнесу удастся договориться.
«До 25 августа свои предложения нарабатывает рабочая группа, в состав которой вошли представители власти, общественных объединений и бизнесмены, занимающихся передвижной торговлей. Это означает, что компромисс будет найден. Однако это должно быть действительно удобное решение, прежде всего, для киевлян и гостей города», – отмечает Кузьменко.
Источник: Корреспондент.net
***
Этот материал опубликован в №31-32 журнала Корреспондент от 21 августа 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.