С лета 2019 года цена на электроэнергию для населения будет расти. Об этом заявил на III украино-немецком форуме “ВЕА: Биоэнергетика, энергоэффективность, агробизнес” эксперт аналитического центра DiXi Group Алексей Михайленко. По его словам, это естественное следствие создания конкурентного рынка электроэнергии и её свободного ценообразования. Эта реформа стартовала с принятием Закона “О рынке электрической энергии”.
На форуме, где обсуждали биоэнергетику, энергоэффективность в медицине, муниципалитетах и малых городах, теме либерализации рынка электроэнергии была посвящена отдельная секция, где эксперты, бизнесмены и чиновники обсуждали, как свободная торговля электричеством повлияет на украинскую экономику.
“У Германии переход на энергоэффективные технологии занял 20 лет. Это произошло потому, что люди начали себя, можно сказать, воспитывать. В Германии почти каждый домовладелец так или иначе использует альтернативные источники электроэнергии: солнечную, энергию ветра и т. д., — рассказал Генеральный консул ФРГ в Донецке (офис в Днепре) доктор Вольфганг Мёссингер. – Тот же путь начинает Украина”.
Доктор Мёссингер подчеркивает: проекты, подобные ВЕА-форуму или проекта GIZ “Энергоэффективность в громадах”, Германия поддерживает именно для того, чтобы помочь украинцам максимально безболезненно и эффективно пройти переходный период трансформации энергетического рынка.
“Германия поддерживает развитие энергоэффективности в Украине, потому что немцам нужна стабильные соседи с устойчивой и современной экономикой, — объяснет представитель проекта «U-LEAD з Європою» Александр Кун. — Кроме того, эффективное использование энергии — способ сохранить климат и природу. А в этом вопросе нет границ между странами, мы все в одной лодке”.
“Либерализация рынка электроэнергии будет похожа на то, что случилось в Германии с железными дорогами, — считает Алексей Михайленко, — Там около ста лет концессией на перевозки владела одна компания, но теперь рельсы принадлежат одной компании, а перевозками занимаются разные фирмы”.
Согласно плану реформирования, произойдёт разделение функций облэнерго на функции распределения и продажи электроэнергии. При этом за облэнерго сохранится монополия на управление сетями, а сектор поставки станет конкурентным.
“Любая компания может зайти на рынок, покупать электроэнергию у производителей и продавать розничному потребителю”, — объясняет Алексей Михайленко.
Всего для электричества создадут пять сегментов рынка: внутрисуточный, “сутки наперёд”, балансирующий, рынок вспомогательных услуг и прямых договоров. Электроэнергию можно будет покупать оптом как непосредственно у производителей, так и у трейдеров. А в розницу — у розничных поставщиков. Трейдеры и поставщики будут действовать в конкурентных условиях.
В декабре 2018 года начнётся первый этап реформы — частичное открытие розничного рынка. Завершится разделение облэнерго на компании, занимающиеся распределением и поставкой электроэнергии. Крупные небытовые потребители обязаны будут перезаключить договоры и покупать электроэнергию у новых компаний-поставщиков.
Второй этап запланирован на июль 2019 года. Будут внедрены рынки, значительно уменьшится регулирование цен. Тарифы на электроэнергию будут рыночными. Для привлечения новых клиентов компании смогут предлагать потребителям различные ценовые пакеты и услуги.
“На новом рынке электроэнергии есть место для гораздо большего количества игроков, чем традиционные облэнерго. Это операторы зарядок для электромобилей, домохозяйства с солнечными батареями, агрегаторы и энергетические кооперативы – все они могут создавать конкуренцию нынешним монополистам, — считает один из координаторов форума ВЕА, юрист юридической фирмы ILF Иван Бондарчук. — Но новые игроки должны не только создавать свои бизнес-модели и адаптировать их к действующему законодательству, но и активно участвовать в регуляторной политике, общественных слушаниях и защищать свои интересы в судах”.
Третий этап назначен на лето 2020 года. Тогда полностью завершится переход на рыночные цены для населения.
“Для населения сейчас цена регулируется и она ниже, чем для бизнеса. А бизнес платит за эту разницу — около 40-50 миллиардов гривен в год”, — объясняет Алексей Михайленко. По его словам, после внедрения рынка это отменят, цены для населения, таким образом, вырастут, а цены для бизнеса могут упасть. В условиях, когда цена за электричество заложена практически в любой продукт, снижение тарифа для бизнеса может подстегнуть экономику и снизить себестоимость многих продуктов. “Всем от этого станет лучше”, — считает Михайленко.
“Вообще, когда открываются такие рынки и все начинают торговать, цена, как правило, ползёт вверх, — рассказал эксперт. — Чтобы этого не допустить, будут введены нормы по обязательной продаже электроэнергии населению по определённому тарифу для “Энергоатома”. Будет временное ручное управление, чтобы не допустить резкого роста цен. Но рост, безусловно, будет”.