Рост стоимости аренды на рынке торговой недвижимости столицы наблюдается уже второй год подряд.
По данным консалтинговой компании JLL, за 2-й квартал 2018 года максимальные арендные ставки в качественных торговых центрах Киева увеличились на 12% и превысили $ 140 за кв. м в год ($95 за кв. м в мес.). Рост ставок продолжается в течение двух лет после того, как в 2015 году они упали до минимального значения.
«Максимальные арендные ставки почти достигли докризисного уровня 2010-2013 годов, когда они составляли $1 150-1 200 за кв. м в год. Значительный рост связан с ограниченным предложением, с которым сталкиваются как существующие ритейлеры, активно развивающиеся на рынке, так и новые компании, которые выходят на рынок. Новые бренды стремятся открывать свои магазины в наиболее успешных объектах, однако найти необходимую площадь в таких торговых центрах нелегко», — отмечает Екатерина Весна, руководитель отдела торговых площадей компании JLL (Украина).
Возможности для развития ограничены невысоким вводом новых площадей. За 2-й квартал общий объем торговых площадей в Киеве вырос всего на 15 000 кв. м: рынок пополнился торговым центром «Смарт Плаза Политех». «Мы не ожидаем увеличения предложения во 2-м полугодии 2018 года, поскольку с высокой вероятностью сроки реализации анонсированных ранее проектов будут перенесены на более поздний период — на 2019-2020 годы. В результате совокупный объем ввода ТЦ в 2018 году будет равняться результатам 1-й половины года — 49 000 кв. м. При этом ввод в эксплуатацию, который прогнозируется на 2019-й превышает 250 000 кв. м, при завершении всех анонсированных проектов это станет рекордом для рынка торговых центров Киева», — комментирует Дарья Кулага, аналитик компании JLL (Украина).
Несмотря на появление нового объекта на рынке, доля свободных площадей во 2-м квартале продолжила уменьшаться, снизившись на 0,3 п. п., до 4,2%. Введеный в начале апреля ТЦ «Смарт Плаза Политех» уже к концу квартала заполнился на 95%, поэтому его влияние на средний уровень вакантности было несущественным. По прогнозу аналитиков компании JLL, во 2-м полугодии вакантность будет снижаться и дальше и достигнет 3,5% к концу 2018 года.
Снижение вакантности поддерживается высокой активностью ритейлеров. Так, во 2-м квартале на киевском рынке появилось четыре новых международных бренда: турецкий бренд одежды Koton открыл первые магазины в ТРЦ Lavina Mall и ТРЦ Sky Mall, товары для дома испанской Zara Home и бутик шведской марки детской одежды Livly — в ТРЦ Gulliver, турецкий бренд одежды DeFacto — в ТЦ Globus 1. Кроме этого, ряд операторов, присутствующих на рынке, расширяли свою сеть, в том числе Under Armour, Lush, L’Occitane, а Reserved открыл флагманский магазин в ТЦ «Globus 2».
Источник: RAU.UA