В парламенте зарегистрирован профильный законопроект, которым вносятся изменения в множество де йствующих законов.
Заявления чиновников о создании в Украине финансового супермонстра-контролера не оказались пустым звуком. Новую структуру все-таки собираются сформировать. Она получит название Национальное бюро финансовой безопасности, и должна будет заменить кучу силовых подразделений, следящих за порядком в области публичных финансов (в том числе и уплатой налогов). На днях в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №8157, автором которого стала группа народных депутатов во главе с руководителем комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Ниной Южаниной.
По ее словам, в тот же день, когда возникнет НБФБ, налоговая милиция исчезнет. Разумеется, на ее ликвидацию потребуется какое-то время: чтобы закончить все начатые уголовные производства, уволить работников, передать имущество и т.п.
Чтобы дать время на формирование нового органа, не создавая правовой вакуум, все изменения правового поля, касающиеся работы НБФБ и его компетенций, вступят в силу через 180 дней после начала действия закона о Нацбюро финбезопасности.
В отличие от налоговой милиции, это будет независимый орган, директора которого назначает и снимает Президент Украины, основываясь на выводах конкурсной комиссии. В то же время штат сотрудников нового органа будет пополняться усилиями Квалификационно-дисциплинарной комиссии, большинство членов которой назначается непосредственно директором НБФБ. Новый орган подотчетен главе государства и парламенту.
Тем самым предлагается устранить конфликт интересов и коррупционные риски, чтобы ГФС при сборе налогов не имела возможности давить на бизнес при помощи силовиков.
А чтобы ограничить право Генпрокуратуры перепоручать следствие другим органам, в проекте прямо выписан запрет на такие действия в отношении дел, подпадающих под компетенцию НБФБ и НАБУ.
Что это будет
Как утверждают авторы законопроекта, его принятие позволит сократить численность правоохранительных органов, которые борются с экономическими преступлениями. Штат самого НБФБ, как предлагается, не превысит 4 тыс. человек. Этот единый орган будет заниматься не только неуплатой налогов, а противодействовать всем преступлениям, которые прямо или косвенно наносят ущерб публичным финансам.
По словам Нины Южаниной, он создается для борьбы с теми, кто разворовывает бюджетные средства: прямо из бюджета, не платя налоги, либо любым другим способом. Теми, кто создает преступные финансовые схемы и тем самым нарушая честную конкуренцию. Ну, конечно, теми, кто несет реальную угрозу финансовой безопасности государства.
Как отметил UBR.ua управляющий партнер АО «СК Груп» Мария Аксаитова, новый независимый орган сможет заниматься не только финансовыми расследованиями в отношении частного бизнеса по наполнению бюджета, но и контролировать государство по части использования средств налогоплательщиков.
Упрощенно работа нового органа будет выглядеть так. Сначала сотрудники аналитическо-информационных подразделений будут выявлять разного рода схемы и махинации еще на этапе их возникновения, а не привлекая к ответственности отдельных их участников, как это происходит сейчас.
«Кроме прикладных правоохранительных функций, с которыми в принципе может справляться и наша полиция, НБФБ сможет вовремя разглядеть и предупредить различные глобальные финансовые угрозы в государстве. Например, возникновение финансовых пирамид», — сказал UBR.ua руководитель практики банковского, финансового права и направления FinTech ЮФ EVRIS Сергей Паперник.
Принципы работы
Наличие информационно-аналитического документа будет являться основой для дальнейшего проведения оперативно-розыскной деятельности. Это работа уже не аналитиков-детективов, а сотрудников следственно-оперативных подразделений НБФБ, в том числе уголовной разведки и отделов по возврату активов.
То есть, в теории сначала будет выявляться системная проблема, затем раскрываться механизм ее возникновения, сбор доказательств и выявление фигурантов схем. И только после всего это будет происходить возбуждение уголовных производств в отношении конкретных участников таких преступных схем.
По мнению Нины Южаниной, давление на бизнес уменьшится хотя бы потому, что уголовные производства нельзя будет возбудить, когда отсутствуют доказательства фактического нанесения государству значительного ущерба или такие убытки вовремя возмещены.
Иными словами, кто ошибся, но исправил свою ошибку, возместив государству нанесенный ущерб и заплатив предусмотренные законом штрафы и финансовые санкции, могут не бояться уголовного преследования.
Например, в неуплате налогов можно будет обвинять только если это обязательство согласовано, то есть плательщик признает факт нарушения, а не как сейчас — лишь на основании несогласованных актов проверок и справок налоговиков (сегодня это 80% работы налоговой милиции) или государственных аудиторов.
Такой подход закреплен внесением изменений в Уголовный процессуальный кодекс (ст. 214 УПК).
В то же время, как отмечает Сергей Паперник, проект вводит ряд новых статей специальной части Уголовного кодекса, предусматривая такие новые квалификации преступлений как растрата бюджетных средств и мошенничество с налогом на добавленную стоимость (ст.191-1 и ст. 222-2).
Как будут карать
За присвоение, растрату или завладение бюджетными деньгами, в зависимости от тяжести содеянного, чиновники могут отделаться штрафом или сесть в тюрьму. За простое присвоение денег, вверенных чиновнику, он может отделаться штрафом в 50 налогонеоблагаемых минимумов (44 тыc. грн) или получить до 2 лет исправительных работ, либо сесть в тюрьму на срок до 4 лет.
Здесь надо отметить, что в уголовном законодательстве размер необлагаемого налогом минимума считается половина социальной льготы, что сейчас составляет 881 грн.
Если же чиновник злоупотреблял своим служебным положением, то наказание — только тюремный срок от 5 до 8 лет. В особо тяжких случаях — 7-12 лет.
Мошенничество с НДС (получение возмещения налога из бюджета или формирование фиктивного налогового кредита, в том числе путем подделки документов) также может караться штрафом в 44 тыс. грн или 240 часами общественных работ для виновного должностного лица. Однако можно и сесть на три года.
За повторное нарушение или в составе группы наказание строже: 88 тыс. грн или исправительные работы на 1-2 года или тюремный срок до 5 лет. Максимальный срок лишения воли за нанесение ущерба государству в особо крупных размерах (свыше 4,4 млн грн) составляет 12 лет.
Усиливается также ответственность за фиктивное предпринимательство (ст.205 УК). Вводится ответственность за нанесение ущерба в особо крупных размерах гражданам (свыше 881 тыс. грн) или банкам, другим юрлицам (свыше 2,6 млн грн). За это полагается штраф в 10-25 тыс. необлагаемых налогом минимумов или 8,8-22 млн грн. Или тюрьма сроком до 5 лет.
Для выявления этих и других нарушений сотрудники НБФБ будут иметь право получать информацию от всех государственных реестров и баз данных, а также, например, пользоваться данными проверок и ревизий органов государственного финансового контроля.
Источник: UBR.UA