С появлением iPhone производители мобильных телефонов стали терять клиентов, выручку и былое величие. Китайские технологические гиганты решили воспользоваться ситуацией и начали скупать известные западные убыточные компании, чтобы нарастить свои доли на внешних рынках, сыграв на ностальгии. «Секрет» вспоминает западные телефонные бренды, которые попали в азиатские руки.
Nokia
Финская Nokia прошла путь от мелкого изготовителя сапог и туалетной бумаги до техногиганта. В 2007 году компания занимала более 50% всего рынка мобильных телефонов. Сегодня она не входит даже в первую десятку. В 2013-м американская Microsoft купил марку за $7 млрд, а затем фактически полностью её уничтожил. В 2015 году убыточные Nokia Devices and Services закрыли, сотрудники были уволены.
Ранее Microsoft начал выпускать планшеты и новые модели телефонов Nokia и пробовал возродить бренд. Но технологически превзойти гаджеты Apple не удалось.
В прошлом году бренд частично вернулся к финнам. Его приобрели финский стартап HMD Global Oy и FIH Mobile из КНР всего за $350 млн. Сейчас они делают римейки культовой модели Nokia 3310 и приборы для контроля за весом и давлением.
На этой неделе в интернете появились рекламные брошюры нового смартфона Nokia с экраном без рамки. В брошюре упоминается наличие сканера радужной оболочки глаза. Презентация новинки ожидается в июле-августе 2017-го.
Motorola
Пик популярности Motorola пришёлся на 2005 и 2006 годы, когда было продано более 50 млн ультратонких и лёгких раскладушек Razr. В 2007-м выручка компании от продажи мобильных телефонов составила около $18 млрд. После телефонного дебюта Apple преимущества Motorola в глазах пользователей потускнели, и компанию приобрел Google. Корпорация и не собиралась возвращать Motorola утраченные позиции. Весной 2012-го Google сильно переплатила, отдав за убыточный бренд $13 млрд ради патентов.
Развить собственное направление на основе изобретений Motorola у Google не получилось, и в январе 2014-го он перепродал оскудевший портфель Lenovo. Последняя заплатила за Motorola более $1 млрд. Ещё $1,5 млрд были растянуты на ежеквартальные платежи в течение трёх лет. Таким образом, бренд окончательно станет китайским только к концу этого года.
Слияние было болезненным. Lenovo сократила не менее 2000 рабочих мест в США. А телефонный бизнес Motorola, занимавший в 2014-м третью строчку в списке ведущих смарт-производителей, опустился на восьмое место. В ближайшее время Lenovo планирует выпустить девять моделей под брендом Moto.
Philips
Огромную голландскую корпорацию бытовой электроники Philips давно уже растащили на мелкие кусочки. Изобретатель кассет, CD, DVD, Blu-ray-дисков сейчас самостоятельно занимается только бритвами, лампочками и медицинским оборудованием.
С 2007-го мобильное подразделение Philips принадлежит CEC (China Electronics Corporation). Компания отказалась от него, не выдержав давления со стороны азиатских игроков. Ещё до закрытия сделки голландцы ежегодно сокращали финансирование разработок в сфере мобильной связи. Накануне продажи, в первом квартале 2007 года, прибыль упала со 100 млн евро до 55 млн по сравнению с тем же периодом за 2006-й. Сейчас Philips продолжает делать мобильные аппараты и, кроме того, выпускает футуристичного вида стационарные модели телефонов, такие как Philips Mira.
BlackBerry
До выхода первого iPhone канадская BlackBerry была лидером среди смартфонов. Популярность Apple и Samsung, сбои в работе проданных телефонов привели компанию к многомиллиардным потерям и утилизации нереализованного товара. В третьем квартале 2013-го убыток равнялся $4,4 млрд, а выручка снизилась на 56%.
Чтобы соперничать с появившимися сильными конкурентами, BlackBerry выпустила сенсорные модели, отказавшись от главной фишки — ПК-клавиатуры под экраном. Неудобный интерфейс пользователям не понравился, и большая часть продукции вернулась обратно в магазины.
BlackBerry дважды попробовала продаться китайцам. Первый раз сделку с Lenovo Group запретили канадские власти: надёжные и защищённые специальным кодом от слежки и прослушки смартфоны были национальной гордостью. Ими пользовались первые лица некоторых государств, например британская королева Елизавета II, немецкий канцлер Ангела Меркель, премьер-министр Пакистана Наваз Шариф.
Получив отказ правительства, в BlackBerry попытались спасти компанию своими силами: разработали с десяток новых продуктовых линеек и уволили около 40% персонала. Но положение было совсем бесперспективным. И в декабре прошлого года BlackBerry поглотил один из крупнейших мировых производителей телевизоров, кондиционеров, стиральных машинок и холодильников — китайская TCL.
В феврале 2017-го консалтинговая фирма Gartner констатировала смерть бренда. Согласно отчёту, доля BlackBerry на рынке смартфонов в четвёртом квартале 2016-го составила 0,0482%. Однако в Китае надеются оживить марку за счёт первой Android-версии с физической клавиатурой. За первый квартал этого года BlackBerry получила $671 млн прибыли при снижении продаж.
Alcatel
Прежние владельцы французского бренда толком не участвовали в телефонной технологической гонке, хотя и были пионерами в области мобильных разработок. В начале нулевых они штамповали качественные и недорогие модели, а основные капиталы приобретали за счёт оборудования для телекоммуникационных сетей.
В 2005-м компания продала побочный бизнес китайской TCL из-за дорогостоящего производства на родине. Компания выкупила права на бренд и чуть менее половины совместного предприятия TCL & Alcatel Mobile Phones Limited. С тех пор доходы от мобильных устройств росли.
В 2010-м китайцы смогли продать 36 млн телефонов и аксессуаров к ним. В 2011-м на рынке появились первые планшеты Alcatel. Этой весной на выставке Mobile World Congress в Барселоне компания представила уникальный смартфон со светодиодной задней панелью. Романтический флёр Франции в моделях остался лишь в названии, в остальном — это стопроцентное Made in China.
Фотография на обложке: Reuters
Источник: Секрет фирмы