Не секрет, что малый и средний бизнес – это залог экономического успеха любого государства. К сожалению, сегодня малый и средний бизнес в Украине переживает далеко не лучшие времена.
Почему же малый и средний бизнес – это фундамент, на котором Украина может создать сильную и стабильную экономическую систему, какие риски подстерегают представителей МСБ Украины и каким образом их можно минимизировать, рассказывает Александр Чумак, президент «Ассоциации частных работодателей».
1. Небольшие компании – главный налогоплательщик страны
Исследование*, проведенное Торгово-промышленной палатой Украины, результаты которого были представлены в конце 2015 года на Втором конгрессе украинского бизнеса свидетельствуют о том, что МСБ в Украине стабильно формируют более 70% налоговых поступлений в Сведенный бюджет Украины и более 60% поступлений налога на добавленную стоимость.
Исходя из этих данных, получается, что наполнение бюджета очень сильно зависит от малого и среднего бизнеса. Если на 70% бюджет наполняется благодаря МСБ, то чем увереннее будет чувствовать себя МСБ, тем больше и регулярнее будет эта часть поступлений.
Чем еще опасно повышение налогов для МСБ? Тем, что у МСБ возрастают административные расходы на подачу отчетности, оформление необходимых разрешительных документов. Например, зачастую предприниматель не имеет своего штатного бухгалтера, поэтому ему приходится заказывать данную услугу на аутсорсе. Данная административная нагрузка у малого бизнеса получается очень большой. При оборотах в 250-300 тыс. в год это больше 8%, плюс налог. Получается, что для крупного бизнеса эта нагрузка может составлять 0,5-0,3 % в то время как для малого бизнеса она выше. При этом, когда меняется налоговая ставка, крупный бизнес от этого не страдает – ведь административная нагрузка у него почти не меняется. Вот почему вопрос стабильности налоговых ставок и постоянства налоговых правил особенно важен для МСБ.
Опыт поддержки МСБ в других странах
В Израиле, например, есть специальные программы по кредитованию бизнеса. Стоимость кредитной ставки у них составляет 3,9%. Для сравнения в Украине – 25% и выше. Получается, что, взяв кредит, предприниматель в том же Израиле понимает, что ему не придется платить огромные %-е ставки. Кроме того, там есть государственная программа, которая предполагает, что если у бизнеса дела идут не очень хорошо, то государство выплачивает обязательства банку по кредиту за предпринимателя. Подобные программы существуют во всем мире.
Практически во всех странах есть нижний уровень оборота МСБ, с которого не уплачиваются налоги. Исчисляется он очень просто – это себестоимость администрирования налогов такого бизнеса со стороны государства. То есть, если государство тратит, условно, 100 тыс. грн в год на администрирование конкретного сегмента бизнеса, с которого можно собрать 100 тысяч налогов, то изымать с него налоги смысла нет, потому что на администрирование будут потрачены те же деньги. Такая политика позволяет бизнесу, который маленький или только начинает развиваться, в этот период не платить налоги и тем самым более эффективно вкладывать средства в свое развитие.
Кроме этого, есть программы, которые предоставляют льготы, например, на уплату налога на прибыль. Например, в Италии выплачивается компенсация налога, который предприниматель платит в фонд оплаты труда. Так, происходит, если нанимается на работу местные жители. К сожалению, в Украине таких программ нет. Есть только программа Центра занятости, которая помогает компенсировать затраты. Но увы, она не настолько всеохватывающая, как в других странах, плюс ставки кредитов, которые существуют у нас не позволяют бизнесу брать деньги для развития.
2. Малый и средний бизнес лидирует по количеству созданных рабочих мест
Согласно тому же исследованию, проведенному Торгово-промышленной палатой Украины, МСБ обеспечивает рабочими местами более 80% трудоспособного населения.
Естественно, что сокращение МСБ приведет к стремительному уменьшению количества рабочих мест и безработице, а это, в свою очередь, – к повышенным обязательства со стороны государства по отношению кбезработным и повышенной социальной напряженности. Оставшись без работы люди не смогут элементарно выживать, а это влечет за собой как минимум недовольство, как максимум — рост преступности.
Поэтому еще раз делаю акцент на том, что стабильность МСБ сильно влияет на благосостояние страны через поступления налогов и количество рабочих мест, что в результате поддерживает покупательскую способность населения на должном уровне. Поэтому во всех цивилизованных странах МСБ имеет серьезную государственную поддержку.
3. Небольшие компании более рентабельны, чем крупные предприятия
Благодаря мобильности и адаптивности малого и среднего бизнеса Украина относительно легко пережила экономический кризис 2008 года. А также благодаря тому, что предприятий малого и среднего бизнеса было достаточно много в стране. Крупные предприятия остановились, стали меньше выпускать продукции, в то время как МСБ начал быструю переориентацию в новых условиях.
Если раньше предприниматель возил продукцию из Китая, то в ситуации, когда курс доллара значительно подскочил, он стал эту продукцию производить здесь.
Именно поэтому важно, чтобы МСБ был здоровым, рентабельным.
Помощь ЕБРР украинскому малому и среднему бизнесу
Украине поддерживать МСБ активно помогает ЕБРР. Так, в этом году ЕБРР планирует вложить в развитие МСБ Украины 100 млн. евро. Сумма кредита для малого и среднего бизнеса теперь составляет от 1 млн евро. При этом процентная ставка — на уровне 7-8%, не более. Это та ставка, при которой бизнес может смело брать кредиты. Единственный минус — кредит этот в евро, что многих останавливает.
В ближайших планах ЕБРР открытие центров развития бизнеса в 15 областях Украины. Это позволит получить экспертную помощь, например, аудит бизнеса, консультацию или привлечение европейских экспертов, у которых большой опыт именно в сфере работы вашего бизнеса. На сегодняшний день, есть множество примеров успешных предприятий, которые уже воспользовались услугами таких консультантов-практиков.
В заключение — несколько слов о среднем бизнесе. Сегодня он пока достаточно легко переносит законодательные изменения. Но хотелось предостеречь, что целью всех налоговые изменения есть наполнение бюджета и Пенсионного фонда. Увеличение налоговой нагрузки ведет к сокращению малого бизнеса, его закрытию. Поэтому, когда маленькие «закончатся» придет очередь среднего бизнеса. Так что представители среднего бизнеса не должны расслабляться, а думать о том, как упредить возможные риски уже сейчас и консолидироваться с малым бизнесом.
*Исследование проводилось под руководством Дмитрия Ляпина – к.т.н, заслуженный экономист Украины, руководитель управления по вопросам развития малого и среднего бизнеса и дерегуляции ТПП Украины, ст. научный сотрудник Национального института стратегических исследований