Япония — страна, где рядом с международными корпорациями-гигантами процветает бизнес иных размеров. В этой стране в глаза бросается невероятное количество малых предприятий. Практически все первые этажи частных домов заняты мастерскими, крохотными фабриками, магазинами, ресторанчиками, типографиями, химчистками, крошечными заправками и амбулаториями врача, где работают 3-5 человек. Чаще всего эти работники — члены одной семьи.
Семейные династии из поколения в поколение передают свои рабочие места, профессионализм и репутацию. А главное — крупный и малый бизнес не мешают другу, не выживают друг друга, крупный бизнес буквально зависит от малого, составляя с ним единое целое.
Малый бизнес как основа экономики
Японский малый бизнес можно разделить на три категории: семейные хозяйства (около 32% от общего количества малых предприятий в стране), юридические лица (20%) и частные предприниматели (48%). Если “нырнуть” в цифры, оказывается, что в малом бизнесе Японии работают от 6 до 12 млн предприятий (точную цифру назвать сложно, поскольку даже один частный парикмахер — это уже малый бизнес), это более 90% от общего числа предприятий в стране. На них работают 80% всех занятых в экономике людей (население Японии в целом составляет 127 млн человек). За рубежом японских производителей знают по именам нескольких десятков крупнейших “монстров”, хотя огромный вклад в экономику Японии вносит именно малый бизнес. Можно даже сказать, что он и есть основа процветания страны. На долю малого бизнеса приходится более 53% ВВП Японии.
Полный текст статьи читайте на портале Дело.ua