Репутация украинских компаний за рубежом крайне неоднозначная. Большинство европейских партнеров с опаской относятся к налаживанию деловых контактов с украинскими компаниями из-за их своеобразных методов ведения бизнеса. 

У украинского бизнеса ранее не было стимула превосходить ожидания. Честность ценилась невысоко, потому что о ней бизнесмены по необходимости привирали. Слова “надежность” и “прозрачность” обычно являлись всего лишь словами, просто стандартной оберткой. В Европе же надежность и прозрачность — это начинка бизнеса.

Как показывает практика, украинские компании часто пытаются навязать европейским партнерам свои правила игры. Это как минимум приводит к провалу переговоров, а иногда и к длительным судебным разбирательствам.

Надо понимать, что на данном этапе то, как мы воспринимаем иностранных партнеров и как они воспринимают нас, это совершенно разные вещи. За предыдущие годы “проб и ошибок” украинского экспорта были заложены крепкие негативные тренды, влияющие на восприятие украинского бизнеса и украинской продукции.

Нам предстоит большая работа по формированию репутации и украинского бренда. Вот с чем мы будем бороться ближайшие лет десять.

Безответственность

Немного недовыполненный контракт — это невыполненный контракт. Украинский бизнес пока еще не научился относиться к выполнению условий контракта так же скрупулезно, как это делают в Европе. Многие европейские бизнесмены, которым приходилось сталкиваться с украинскими компаниями, часто подчеркивают, что на них невозможно полностью положиться. Несвоевременные поставки, задержки с оплатой, неэффективная коммуникация — все это приводит к тому, что за пределами своей страны наши компании заработали имидж безответственных партнеров.

Для европейских компаний понятие репутации лежит в основе любых деловых отношений. Поэтому им очень тяжело воспринимать украинские компании, которые позволяют себе совершать массу ошибок и при этом надеются на то, что с ними будут продолжать работать. Если вы решили заняться экспортной деятельностью в ЕС, вам придется “сломать систему”.

Уделяйте внимание любым деталям, которые касаются взаимодействия с вашими европейскими партнерами — вплоть до качества бумаги, на которой напечатан контракт и уровня знаний иностранных языков вашими менеджерами.

Недостаточная честность

Не обещайте того, чего не можете выполнить. Отнеситесь к этому тезису очень серьезно. Представителям украинских компаний часто свойственно преувеличивать собственные возможности и обещать своим партнерам больше, чем они действительно способны обеспечить. В результате срабатывает эффект завышенных ожиданий, когда партнер получает меньше, чем ему было обещано, и серьезно задумывается о том, стоит ли ему продолжать развивать бизнес с такой компанией.

Безусловно, наличие операционных и других рисков в бизнесе — это нормальное явление. Однако вы не должны являться их источником изначально. Если вы хотите налаживать партнерство с европейскими компаниями, реально оценивайте свои возможности и предлагайте им только те объемы поставок и условия, которые вы на самом деле способны выполнить.

Лучше приятно удивить партнеров, с блеском выполнив минимальные обязательства, чем разочаровать их, провалив выполнение “сказочных”. Открытость и честность лучше, чем что-либо другое демонстрируют заинтересованность в долгосрочных партнерских отношениях, а также снижают репутационные риски.

Непрозрачность

Европейские компании привыкли четко понимать, с кем они работают. Открытость деятельности и прозрачная структура менеджмента являются для них ключевыми при выборе бизнес-партнеров. Проводя due diligence украинских компаний, они часто сталкиваются с такими явлениями, как непрозрачная отчетность, отсутствие информации о финансовом состоянии компании, незаконное использование административного ресурса и т. д.

Отсутствие адекватной информации или же, наоборот, наличие индикаторов, указывающих на спекулятивный характер деятельности компании, повышает транзакционные издержки для европейских партнеров. Они просто не понимают, с кем имеют дело, и соответственно относятся к ведению бизнеса с украинскими партнерами гораздо более настороженно, чем с американскими или японскими коллегами. Посудите сами: гораздо приятнее окунуться в чистую реку с прозрачной водой, чем в мутный, заболоченный ручеек.

Не пытайтесь что-либо скрывать, лучше честно скажите о своих недостатках и покажите, как вы от них избавляетесь.

Консерватизм

Есть разная консервативность. Позитивная — это традиции ведения бизнеса, которые из года в год позволяли вашей компании совершенствоваться. Но есть консервативность негативная — нежелание учиться и осваивать что-то новое. Большинство украинских компаний не уделяют должного внимания внедрению инновационных подходов к управлению, обучению и развитию персонала, повышению стандартов качества производства и обслуживания и т. д.

То же самое касается и внедрения современных технологий. Если европейский бизнес сегодня работает в рамках пятого-шестого технологических укладов, то украинский бизнес — в рамках третьего-четвертого. Из-за своей пассивности украинские компании воспринимаются европейскими партнерами как чрезмерно консервативные и малоэффективные.

Для налаживания успешной экспортной деятельности необходимо показать вашим партнерам из ЕС, что компания открыта к изменениям и инновациям, продемонстрировать свою готовность расти и развиваться.

Выход на европейский рынок для любой компании — это прежде всего выведение бизнеса на качественно новый уровень. Если вы серьезно нацелены закрепиться на европейском рынке, придется отказаться от постсоветских подходов к ведению бизнеса. В Европе они не работают.

Мы сможем преодолеть вышеуказанные стереотипы, только если каждая компания-экспортер поймет, насколько репутация ценна в странах Европейского Союза, и будет прикладывать максимум усилий для того, чтобы вести свой бизнес прозрачно и открыто, соблюдая принятые в Европе правила и требования.

Владимир Ломийчук, CEO представительства SalesCapital AG в Украине

Источник: http://mmr.ua/news/id/4-stereotipa-ob-ukrainskih-kompanijah-kotorye-nam-predstoit-izmenit-44022/?res=mmr_mailer&utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_content=20%2F04%2F2015%20-%209&utm_campaign=%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20MMR

You may also like

Думка експерта

Як розрахувати частку сільгосптоваровиробництва та не втратити статус платника єдиного податку IV групи?

Хто має подавати Розрахунок частки сільгосптоваровиробництва? Сільгосптоваровиробники (юридичні особи) для переходу на спрощену систему оподаткування ...

Leave a reply