Соль внесена в перечень продуктов, запрещенных ко ввозу в РФ из стран, которые ввели санкции против России. К этим странам относится и Украина. Соответствующее постановление правительства РФ вступает в силу с 1 ноября 2016 года. Это уже второе ограничение на поставку украинской соли за последние два года. Первое ограничение было введено 26 января 2015 года. Тогда Роспотребнадзор запретил ввоз на территорию России пищевой соли (код ТН ВЭД 2501 00 91) производства украинских предприятий Артемсоль и Славянская соль, а также белорусских Мозырьсоль и Белкалий. Как говорится в подготовленном компанией Alliance Capital Management обзоре рынка соли, удельный вес продукции предприятий на рынке России составляла: Артемсоль – 23,9%, Славянская соль – 2,3%, Мозырьсоль – 29,1%, Белкалий – 0,5%. По данным Роспотребнадзора, в ноябре 2014 года в продукции производства указанных компаний были обнаружены несоответствия требованиям, предъявляемым к содержанию примесей, йода и органолептическим показателям. После этого ограничения доли компаний на рынке пищевой соли существенно изменились: по итогам 2015 года крупнейшими поставщиками стали российские Руссоль и Тыретский солерудник, который принадлежит Восточно-Сибирской торгово-промышленной компании. На эти два предприятия в прошлом году пришлось 95% всех мощностей по производству пищевой соли. Многие крупные российские покупатели пищевой соли ощутили последствия ограничений на себе. Основная разница между поставками продукции Артемсоли и Руссоли в том, что украинский производитель отгружал свою продукцию с отсрочкой платежа до 25 дней, а предприятие Руссоль отгружает свою продукцию после оплаты через два месяца.

Для украинского лидера соледобычи Артемсоли такой поворот событий стал неожиданным. Поскольку на российский рынок приходилось более 55 % выпускаемой продукции, за два месяца (январь – февраль) 2015 года производство соли предприятием сократилось на почти треть. Как показывает обзор рынка, Роспотребнадзор приостановил отгрузку пищевой соли в Российскую Федерацию, а техническую Артемсоль продолжило поставлять. Благодаря этому, в первом полугодии 2015 года предприятию удавалось сохранить объёмы добычи на уровне 2014 года. Но в середине июля 2015 года были ограничены поставки технической соли предприятия в Россию в связи с подозрениями о поставках пищевой соли под видом технической. Подозрения были вызваны тем, что с января по июль 2015 года Артёмсоль импортировала в Россию 410 000 тонн технической соли (используется нефтеперерабатывающими заводами, а также в химической и металлургической промышленности), что на 24 % больше от общего объема российского рынка технической соли. Как результат – если в июне 2015 года предприятием было отгружено в Россию 3094 вагонов соли, то уже в июле — всего 1810 вагонов. После этих событий, в июле 2015 года предприятие перешло на сокращённый четырёхчасовой рабочий день. На внутреннем рынке крупнейший украинский производитель оставляет 35% от всего объема выпущенной продукции (из которых 15% – это пищевая соль и 20% – техническая). Остальная продукция отправляется на экспорт. При проектной мощности предприятия 7,4 миллиона тонн в год, выпуск продукции в 2015 году составил всего 2 млн. тонн, из которых 1 357 817 тонн было отправлено на экспорт (98,7% от общего объема украинского экспорта пищевой и технической соли, в натуральном выражении). Быстро переориентироваться с российского рынка пищевой соли на рынки ЕС оказалось практически невыполнимой задачей, поскольку европейские потребители не употребляют в пищу каменную соль, да еще и при наличии серых вкраплений природного происхождения (ангидридов) – они предпочитают белоснежную, выпаренную (вакуумно-выварочную) соль класса Экстра, говорится в маркетинговом исследовании. Устаревшее оборудование предприятия не способно выпускать такой продукт. Техническая соль выглядит более привлекательно для европейского потребителя (в частности, предприятий химической промышленности). Украинская продукция ввиду девальвации национальной валюты имеет удачное соотношение цены и качества, а удачное географическое расположение страны позволяет оптимизировать расходы на логистику. Но и здесь есть большой минус – продукция Артемсоли фасуется в полистироловый мешок, в котором соль может просыпаться и слеживаться. Кроме этого, полистироловая упаковка боится влаги – если соль в такой упаковке поставить на улице, то через некоторое время она просто становится камнем. По этим причинам всего 367 000 тонн продукции компании в 2015 году отправилось в ЕС (в основном это техническая соль для промышленных предприятий). Дополнительными факторами снижения объемом производства продукции , указанными в обзоре рынка, стали потеря рынков сбыта в Крыму и части Донбасса, а также погодные условия – второй год подряд теплая зима, что в свою очередь снижает потребность в технической соли для дорожных организаций.

С 10 мая 2016 года Роспотребнадзор разрешил Артемсоли завозить на российский рынок до 170 тыс. тонн соли, но в режиме “одного окна”, через единственный таможенный терминал. После возвращения Артемсоль смогла вернуть себе лишь 13,5% российского рынка. Основной объем поставок компании пришелся на июль.

Несмотря на возвращение российского рынка сбыта, в компании пришло понимание что строить планы, ориентируясь только на этот рынок уже нельзя, поскольку его можно потерять в один момент. Руководством предприятия продолжились предприниматься конкретные шаги для диверсификации, завоевания европейского рынка. В текущем году Артемсоль откроет собственные логистические центры в Румынии и Болгарии, недалеко от портов Дуная, что даст возможность обеспечить удобную и быструю доставку продукции для европейских потребителей. Кроме того, наличие представительства на территории ЕС дает возможность Артемсоли участвовать в европейских тендерах по закупке соли. До конца текущего года на предприятии закончат реализацию проекта модернизации производства на участке по помолу, переработке и погрузки соли и участок брикетирования. Инвестиции в модернизацию составят $ 3 млн. В ходе работ будет установлено оптическое сортировочное оборудование (фотосепараторы) в главном корпусе солемельницы и новые расфасовочно-упаковочные линии на участке брикетирования и расфасовки соли рудника №4. Технология фотосепарации позволит выводить из каменной соли темные включения природного происхождения. В результате соль не только приобретает белоснежный привлекательный вид, но и содержание NaCl увеличивается с 97,5% до 99,0%, что будет соответствовать соли молотой высшего сорта в соответствии с ДСТУ 3583-97(ГОСТ 13830-97). Благодаря современной линии производства новая пачка соли будет соответствовать европейским стандартам качества. Упаковка будет более яркой и удобной в использовании, продукция не будет просыпаться и слеживаться. Новая продукция должна начать производиться до конца этого года.

Ситуация на рынке пищевой соли в России.

Объем российского рынка пищевой соли за восемь месяцев текущего года оценивается в 808 600 тонн, что на 11,3% больше аналогичного периода прошлого года. В прошлом году объем рынка пищевой соли составил 1 млн. 137 тыс. тонн, что на 34 тыс. тонны больше показателя 2014 года, говорится в исследовании рынка компании Alliance Capital Management. Из этого объема рынка продукция российских производителей составляет 748,2 тыс. тонн (475,9 тыс. тонн в 2014 году), а импортной 388,8 тыс. тонн (627,2 тыс. тонн в 2014 году). Основными поставщиками импортной пищевой соли в 2015 году на российский рынок стали Беларусь 243 тыс. тонн (-55,2 тыс. тонн, по сравнению с 2014 годом), Казахстан 104,2 тыс. тонн (+61,5 тыс. тонн), Украина 23,3 тыс. тонн (-259,2 тыс. тонн), Турция 16 тыс. тонн и Китай 2,3 тыс. тонн (-1,5 тыс. тонн).

Что происходит на украинском рынке пищевой соли.

Объем украинского производства соли (в т.ч. технической) в первом полугодии 2016 года составил 646 449 тонн. Объем производства пищевой соли составил 240 649 тонн, говорится в исследовании рынка соли, подготовленном компанией Alliance Capital Management. В Украине, кроме Артемсоли, работает еще 7 небольших соледобывающих предприятия: Руссоль-Украина (Райгородок, Донецкая обл., доход компании в 2015 году составил $4,7 млн., чистая прибыль $1,8 млн.), Фирма Минерал (Полтава, доход $0,6 млн., чистая прибыль $0,12 млн.), Дрогобычский солеварный завод (Дрогобыч, Львовская обл., доход $0,13 млн., чистая прибыль $0,008 млн.), Чумак ЛТД (Радехов, Львовская обл.), Геройское опытно-промышленное предприятие (Геройское, Херсонская обл.), Славянская соледобывающая компания (Славянск, Донецкая обл.), Агропроминвест (Голая Пристань, Херсонская обл.). Лидер отрасли Артемсоль закончил 2015 год с чистой прибылью $4,6 млн.

Согласно маркетинговому исследованию, основным внешним рынком сбыта украинской пищевой соли в первом полугодии текущего года стала Румыния. Ее доля составила 21,9% от общего объема экспорта, в натуральном выражении. На втором месте Беларусь с удельным весом 14,2% (в 2015 году ее доля составляла 10,2%, а в 2014 году 4,3%). На третьем месте расположилась Молдова с показателем 11,7% (11,8% в 2015 году и 4,2 в 2014 году). Далее следуют: Грузия – 11,2%, Латвия – 10,8%, Литва – 6,8%, Армения – 5,9%, Венгрия – 5% и Болгария – 4,5%. Россия занимает всего 1,8% в структуре импорт, хотя в прошлом году ей принадлежало 17,8%, а в позапрошлом году 71,5% экспорта пищевой соли. Самый заметный рост поставок в первом полугодии зафиксирован в Армению с 1580,1 тонн в 2015 году до 3445,5 тонн в первом полугодии 2016 года и Венгрию с 2406,1 тонн в прошлом году до 2923,9 тонн в первые шесть месяцев текущего года. Хотя, если рассматривать поставки соли вцелом (вместе с технической), то Венгрия может продемонстрировать по итогам года снижение объемов поставок (143 033,1 тонн в 2015 году и 35 515,9 тонн в первом полугодии этого года). Отрицательную динамику в первом полугодии демонстрируют: Азербайджан (10 909,8 тонн в 2015 году / 863,1 тонны в первом полугодии 2016 года), Румыния (44 789,9 тонн в 2015 году / 12 934,4 тонны в первом полугодии 2016 года), Сербия (1 952,9 тонны в 2015 году / 616 тонн в первом полугодии 2016 года), Польша (5 051,6 тонна в 2015 году /  1 500 тонны в первом полугодии 2016 года). По Польше динамика более показательна, рассматривая экспорт соли вцелом (вместе с технической солью) – с 130 660,4 тонн в 2015 году до 2 486 тонн за первое полугодие текущего года. Появились в 2016 году и новые рынки сбыта – небольшие партии пищевой соли начали поставлять в Кыргызстан (67,8 тонн) и Словакию (65,7 тонн). Самая дешевая пищевая соль отправилась в Беларусь, Словакию, Румынию и Польшу, а самая дорогая в Пуэрто-Рико, Израиль и Монголию. Практически весь экспорт пищевой соли в первом полугодии 2016 года обеспечили три компании: государственное соледобывающее предприятие Артемсоль (Соледар, Донецкая обл.) – 86,5%; производитель соли Экстра под торговой маркой Славянская соль – компания Руссоль-Украина (Райгородок, Донецкая обл.) – 8,4% и торговая компания СоЭкспо (Полтава) – 4,4%. Артемсоль экспортировала на внешний рынок самую дешевую соль.

Основными импортерами на украинский пищевой соли рынок стали Беларусь (63,2%), Румыния (14,4%) и Польша (8,6%), сказано в исследовании рынка. Положительную динамику импортных поставок продемонстрировала Румыния, поставив в 2015 году на рынок Украины 337,6 тонн пищевой соли, а в первом полугодии текущего года 709,6 тонн. Снижение объемов поставок демонстрирует Беларусь: 3118,7 тонн в первом полугодии 2016 года, против 11 817,9 тонн в 2015 году и 23 192,9 тонн в 2014 году. Крупнейшим импортером пищевой соли стала компания. занимающаяся производством таблетированной соли и строительством соляных комнат – Фирма Каре (Фастов, Киевская обл.). Ее доля 21,2% от общего объема импорта в натуральном выражении. На втором месте расположился производитель морской соли для ванн под торговой маркой Crystals Health – Прайм-П (Зрайки, Киевская обл.). Предприятию принадлежит 14,4%, хотя еще в 2015 году ей принадлежало менее 1% в импорте пищевой соли. На третьем месте с долей  7,9 торговая компания Виннторгпром (Винница). Украинско-немецкий завод по производству натуральных колбасных оболочек Хинкель-Когут (Городок, Львовская обл.) расположился на четвертом месте с удельным весом 7,7%. Далее следует производитель снэковой продукции S.Group (Днепр), которая через свои компании Снэк Продакшн и Снэк-Экспорт импортировала 7,7% пищевой соли (3,8% в 2015 году). Завершают список крупнейших импортеров: торговая компания Астекс (Киев) – 7,3%; производитель морской соли для ванн под торговой маркой Ecolife – компания Эколайф (Днепр) – 5,7%; производитель продуктов быстрого приготовления под торговой маркой Роллтон – компания Маревен Фуд Украина (Белая Церковь, Киевская обл.) – 4,1% и компания Политехресурс (Киев) – 3,2%, хотя еще в 2015 году ей принадлежало 7,2% импорта пищевой соли. Заметно уменьшили свои поставки торговые компании Викта (Киев) – 84 тонны (против 1065 тонн в 2015 году и 3969,8 тонн в 2014 году) и Ассоль-2008 (Коростень, Житомирская обл.) – 110 тонн (против 1611,8 тонн в 2015 году и 2041,8 тонн в 2014 году.

Самую дорогую пищевую соль ввезли из Франции, Южной Африки и Австрии, а самую дешевую из Беларуси и Турции.

Источник: http://www.marketingbase.com.ua/view_subsects.php?num=242

You may also like

Leave a reply