Налог на выведенный капитал (внедряемый вместо действующего налога на прибыль) хотят ввести с 1 января 2018 года

Бизнес-общественность и эксперты обратились к Президенту Порошенко с просьбой взять в свои руки инициативу по внедрению в Украине налога на выведенный капитал вместо ныне действующего налога на прибыль.

Соответствующее открытое обращение с просьбой подать уже готовый проект закона в Верховную Раду разместили на своих Facebook-страницах члены Общественного совета при министерстве финансов.

Глава бюджетного комитета общественного совета при Минфине Тарас Козак отметил, что рабочая группа с участием ведущих специалистов Минфина, налогового комитета ВРУ, авторов законопроекта, представителей бизнеса, экспертов и бизнес ассоциаций отработала окончательную редакцию законопроекта, которую правительство единодушно одобрило на заседании 4 октября 2017 года.

Однако документ до сих пор не был внесен Кабмином в парламент.

«Круг замкнулся: Нацсовет реформ и рабочая группа Минфина закончили работу еще в июле. Затем, пройдя сложное согласование в Кабмине, НБУ и других ведомствах проект опять вернулся в Нацсовет реформ», — рассказала UBR.ua управляющий партнер аудиторской компании «Капитал Плюс», глава комитетов по налоговой политике общественных советов Минфина и ГФС Татьяна Шевцова.

Она, как один из авторов законопроекта, поясняет возникший «процедурный коллапс» тем, что, во-первых, правительство боится провала поступлений в размере примерно 30 млрд грн в первый год внедрения налога на выведенный капитал.

«По нашим расчетам за пять лет поступления после введения налога на выведенный капитал составят 604 млрд грн. Бизнес, экспертное сообщество и общественные советы при министерствах и ведомствах поддерживают эту идею. Настаивают, как на неотложном проекте и его принятии с 2018 года», — отметила Шевцова.

По ее словам, в Администрации Президента были представлены эти расчеты и компенсаторы потерь бюджета на первом этапе внедрения нового налога.

«На встрече Президента и бизнеса и этот вопрос будет обязательно подниматься. По настроениям на Банковой это абсолютно реально. Там готовы к введению нового налога с 2019 года, но мы настаиваем на 2018-м», — пояснила UBR.ua Шевцова.

Дело в том, что на 2019 год приходятся крупные выплаты по внешним долгам и было бы неразумно создавать еще и риски падения бюджетных поступлений. К тому же бизнесу уже сейчас нужна поддержка для развития.

Кроме недобора поступлений, которого боятся в Кабмине, также есть сопротивление со стороны налоговиков, теряющих рычаги влияния на бизнес. В неофициальных беседах они признаются, что им нечего будет проверять и некого наказывать.

«Тут и коррупционная составляющая дискретного подхода налоговиков к разным предприятиям, и сопротивление бизнеса, который через схемы тонкой капитализации выводил деньги в офшоры даже с убыточных предприятий. Это противостояние на уровне идеологии», — убеждена Шевцова.

Некоторые юристы говорят о том, что введение налога на выведенный капитал сделает неэффективным применение договоров об избежании двойного налогообложения. Но авторы законопроекта не видят здесь проблем.

«Во-первых, договора об избежании двойного налогообложения касаются не только налога на прибыль. Во-вторых, у нас когда-то были нормы, которые не применяли правила международных договоров по части налогообложения прибыли нерезидентов», — отметила Шевцова.

По ее словам, пассивные доходы (роялти, проценты, дивиденды и т.п.), согласно международным договорам, облагаются налогом в стране, которая имеет право их взимать. Однако они могут облагаться в стране-источнике выплаты. То есть, когда Украина взимает такой налог, эти операции облагаются налогом. Просто по меньшим ставкам, как предусмотрено конвенцией. А если нет — то облагается налогом в другой стране.

Напомним основные преимущества, которые эксперты видят во внедрении налога на выведенный капитал:

  1. Не имеет смысла занижать доходность предприятий, не надо «прибедняться» и заявлять потенциальным инвесторам — «мы прибыльные».
  2. Налоговая не сможет делать из предприятий врагов государства, если те за свой счет напечатали визитки сотрудникам или купили бензин. Снизится нагрузка как на самих контролеров, так и на бухгалтеров, что более важно.
  3. Отпадет необходимость в обналичке, а значит оставят в покое физлиц-предпринимателей, которые на самом деле работают.
  4. Частично снимется напряженность в обществе, где крупный бизнес сталкивают с малым и микро-бизнесом.

Автор: Константин Симоненко

Источник: UBR.ua

You may also like

Leave a reply