Принятие закона «О рынке электроэнергии» само по себе не является гарантией достижения задекларированной цели обеспечения надежности и безопасности поставок электроэнергии потребителям.

Об этом в ходе круглого стола в пресс-центре «Интерфакс-Украина» на тему «Новая эра украинской энергетики: за шаг до принятия закона «О рынке электроэнергии» заявил президент Ассоциации операторов распределительных электрических сетей Украины (АОРЭСУ) Виталий Григоровский.

По его мнению, успешность внедрения новой модели будет зависеть от того, какие практические решения будут приниматься НКРЭКП, какие положения этого закона войдут во вторичное законодательство, и самое главное – как все это будет реализовываться.

Григоровский подчеркнул, что в мире существуют различные модели отношений в сфере электроэнергетики. Модель, которая закладывается в закон, не является универсальной. В странах с устойчивой экономикой она работает, более или менее, удовлетворительно. В странах с переходной экономикой, внедрение этой модели столкнулось со значительными трудностями.

«В Австрии закона о рынке электроэнергии нет. Рынок функционирует в соответствии с утвержденными Кодексом сетей, решениями Регулятора, Кодексом участников рынка. Если рассматривать австрийский опыт, к моменту принятия соответствующих нормативных документов, порядка 90% норм и правил функционирования рынка и обычаев, установившихся между государством и потребителями, уже действовали. То есть, принятие нормативного документа закрепило сложившуюся практику, которой нет в Украине. И как это будет реализовано у нас – большой вопрос», – отметил Григоровский.

По его словам, законопроект не дает ответов на главные вопросы. В частности, каким образом будет достигаться основная задекларированная в документе цель – обеспечение надежных и безопасных поставок электроэнергии потребителям.

«Например, так называемый Анбандлинг (разукрупнение), который вводится в закон с целью создания дополнительных преимуществ потребителю, а именно, предлагают потребителю возможность сделать свой выбор поставщиков электроэнергии. Это делается для того, что бы потребитель имел возможность выбрать среди нескольких поставщиков. Однако, представляется сомнительным, что большинство поставщиков электроэнергии будут обладать необходимыми активами, которые могли бы гарантировать выполнение ими своих обязательств перед потребителем в части надежности поставки электроэнергии. Например, в Германии имели место случаи банкротства поставщиков электроэнергии с количеством абонентов до 700-800 тыс. А как будет на Украине – это большой вопрос. Устойчивое функционирование энергосистемы зависит от технического состояния сетей. Соответственно, важное значение приобретает создание механизмов для инвестирования в техническое состояние, развитие и поддержание энергосистемы. Действующие законодательные акты вроде бы тоже декларируют очень правильные вещи. Например – создание условий для развития и повышения технического состояния энергетики, недискриминационного ценообразования. Но, на практике мы видим, что в отношении энергораспределительных компаний действия со стороны Регулятора являются в определенной степени дискриминационными. Структура тарифов в Украине не оптимальная. В конечной цене электроэнергии доля распределительных компаний составляет до 8%. В итоге, уровень износа инфраструктуры низковольтных сетей, через которые потребителям поставляется 90% электроэнергии, начинается с 60%. Модель стимулирующего тарифообразования так и не введена, несмотря на многочисленные декларации правительства о ее принятии», – констатировал Григоровский.

Президент АОРЭСУ предупредил о том, что принятие закона не должно создавать иллюзию  идиллии на рынке электроэнергии. Это лишь начало большого ответственного процесса. И в этом процессе со стороны государства недопустимы резкие движения, спешка и кампанейщина.

You may also like

Leave a reply