В Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 3763 “О Национальной таможенной службе Украины”, который предусматривает выделение таможни в независимую структуру. Тем не менее, если не бороться с коррупцией в таможенных органах, его принятие практически не даст результатов. В очередной раз поменяется название органа, его структура, но позитивных последствий для бизнеса не наступит. Такое мнение высказала юрист департамента судебной практики ЮК “Алексеев, Боярчуков и партнеры” Юлия Лец.

Стоит напомнить, что ранее Государственная таможенная служба была самостоятельным органом, однако в декабре 2012 г. она была объединена с Государственной налоговой службой, в результате чего было создано Министерство доходов и сборов“Правительством Яценюка Министерство доходов и сборов было ликвидировано и создано Государственная фискальная служба, которая осуществляет реализацию как государственной налоговой политики, так и политики в сфере государственного таможенного дела”, – подчеркнула юрист.

Также эксперт отметила, что Украина, как развитое государство, равноправный член мирового таможенного сообщества, Всемирной таможенной организации, взяла на себя обязательства активно внедрять в таможенной сфере современные методы и практики, подписав ряд программных документов.

“В пояснительной записке к законопроекту сказано, что реформирование фискальных органов предусмотрено положениями Стратегии устойчивого развития “Украина – 2020”, утвержденной Указом Президента от 12.01.2015 № 5/2015. Также отмечено, что Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС определено, что Украина в процессе модернизации таможенных органов и законодательства должна руководствоваться не только Конвенцией, но и имплементировать Таможенные прототипы ЕС “Customs Blueprints”, – рассказывает Юлия Лец.

Кроме того, по мнению авторов законопроекта, кардинальных изменений требует текущее положение дел, так как роль таможенной службы сводится только к защите экономических интересов государства и наполнению государственного бюджета (фискальная функция).

“Необходимость формирования структуры таможенного ведомства обусловлена оценкой таможенной составляющей как второстепенной. Такие последствия являются свидетельством игнорирования других, чем наполнение государственного бюджета, задач, в частности, определенных Таможенным кодексом и направленных на реализацию государственной политики в сфере государственного таможенного дела”, – подчеркивает эксперт.

По ее словам, основной целью принятия законопроекта является создание Национальной таможенной службы – органа исполнительной власти, который будет обеспечивать защиту таможенных интересов и таможенную безопасность Украины, регулирование внешней торговли, защиту внутреннего рынка, развитие экономики Украины и ее интеграции в мировую экономику, наполнение государственного бюджета, противодействие таможенным правонарушением.

“С помощью данного Законопроекта парламентарии считают необходимым создать самостоятельный орган – Национальную таможенною службу Украины, главной функцией которой будет таможенная, а фискальная – как неотъемлемая составляющая таможенной политики”, – сообщает Юлия Лец.

Основными заданиями ведомства, как уже было изложено выше, станет обеспечение выполнения обязательств, предусмотренных международными договорами Украины по вопросам государственного таможенного дела, а также:

1.     Создание благоприятных условий для облегчения торговли, содействия транзиту, увеличения товарооборота и пассажиропотока, усовершенствования процедуры пропуска товаров, транспортных средств через таможенную границу Украины, их таможенного контроля и таможенного оформления;

2.     Осуществление таможенного контроля и выполнение таможенных формальностей в отношении товаров, транспортных средств коммерческого назначения, которые перемещаются через таможенную границу Украины;

3.     Уход от физического и документального контроля, внедрение передовых методов и форм, автоматизация процессов таможенного контроля и оформления, анализа и управления рисками, создание системы таможенного постаудита;

4.     Предотвращение и противодействие контрабанде; осуществление контроля над соблюдением правил перемещения валютных ценностей через таможенную границу Украины; осуществление государственного экспортного контроля; содействие защите прав интеллектуальной собственности;

5.     Ведение Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности; ведение таможенной статистики и обмен данными таможенной статистики с таможенными органами других стран.

“Для развития бизнеса объединение таможенного и фискального ведомства позитивных изменений не принесло. Наблюдается отсутствие надлежащего внимания к выполнению функций и задач таможенных органов, а также отсутствие положительной динамики развития как таможенного дела внутри страны, так и международных связей и контактов в сфере международного таможенного сотрудничества. Функции таможни сводятся к пополнению казны путем подтверждения таможенной стоимости и взимания таможенных платежей, хотя функции этого органа значительно шире и многогранней”, – считает Юлия Лец.

По словам юриста, в тексте законопроекта описаны основные задачи, которые сейчас возложены на таможенные органы Таможенным кодексом, а также полномочия, содержащиеся в Положении о Государственной фискальной службе.

“Однако если не направлять усилия на борьбу с коррупцией в таможенных органах, принятие Закона “О Национальной таможенной службе Украины” практических результатов не даст. В очередной раз поменяется название органа, его структура, но позитивных последствий для бизнеса не наступит”, – считает она.

Также Юлия Лец подчеркивает, что отсутствие таможенного постаудита негативно сказывается на гармонизации таможенных формальностей на границе, а также вызывает ручной режим определения таможенной стоимости импортных товаров.

Источник: ubr.ua

You may also like

Leave a reply