Метод альтернативного разрешения споров — медиация

Метод альтернативного разрешения споров — медиация

Применение медиации пр разрешении споров между учредителями юридического лица

Законодательная инициатива относительно правового урегулирования института медиации является положительным явлением для Украины, ведь в современных условиях, процесс медиации практически применяется, исходя из практики, сложившейся в соседних странах Европейского Союза. Поэтому, очевидно, что нормативная имплементация данного института является необходимой и актуальной.

Медиация – это альтернативный (внесудебный) способ разрешения споров, с помощью которого две или более сторон спора пытаются в рамках структурированного процесса, самостоятельно, на добровольной основе достичь согласия для решения их спора с помощью медиатора.

Иначе, медиация – это метод разрешения спора с привлечением третьей стороны — посредника (медиатора). Медиация — это процесс когда стороны договариваются, а медиатор является «регулятором» между сторонами.

Медиатор – это лицо, которое стороны спора выбрали для проведения медиации.

Медиация основывается на определенных принципах, которые являются обязательными для соблюдения и исполнения всеми сторонами, желающих воспользоваться данным альтернативным методом разрешения спора:

  • принцип добровольности, который состоит в том, что все стороны должны быть согласны с применением медиации;
  • принцип конфиденциальности. Фактически, именно применение и проведения процесса медиации — это конфиденциальный процесс,
  • независимость и беспристрастность медиатора;
  • принцип равенства сторон — ни одна из сторон не имеет преимуществ;
  • медиация — это гибкий процесс, в отличие от судебного порядка разрешения споров.

Категории споров между участниками юридического лица особенно тяжелыми:

1) Во-первых, конфликты, возникающие между участниками юридических лиц, имеют негативное влияние на само юридическое лицо, на ее имущественное положение, кадровый состав, методы и формы управления и тому подобное.

2) Во-вторых, споры участников юридических лиц, как правило, имеют эмоциональную основу, что приводит к принятию быстрых и необдуманных решений.

3) В-третьих, споры между участниками юридических лиц, негативно влияют на репутацию и имидж юридического лица, его системное функционирование, что приводит к сбоям в организации, а иногда даже к невыполнению обязательств, взятых на себя юридическим лицом.

4) В-четвертых, участники юридических лиц, конфликтуют, с целью или распределения актива, или увеличения процента получаемых дивидендов, или стратегических изменений в структуре юридического лица, и при условии прогрессирования конфликта, может привести к нежелательным последствиям — ликвидации и/или реорганизации юридического лица.

Учитывая сложность данной категории споров, национальная судебная система не может их решить должным образом и с положительными последствиями для самого юридического лица. Кроме того, национальные суды не имеют целью, при урегулировании спора между участниками юридического лица, учитывать интересы юридического лица, цель суда — урегулировать конфликт между стороны в рамках действующего законодательства.

Применение института медиации, для разрешения споров между участниками юридического лица, имеет определенные преимущества:

  • медиация — это добровольный механизм разрешения споров для участников юридического лица;
  • процесс медиации занимает меньше времени, чем решение спора в судебном порядке и, иногда, значительно дешевле;
  • применение процесса медиации влияет на увеличение шансов для сохранения нормальных отношений между участниками юридического лица, его деловую репутацию и имидж;
  • процесс медиации позволяет предотвратить огласку ситуации, предотвращает негативное воздействие на существующий климат среди кадрового состава юридического лица;
  • применение медиации приводит к нахождению и принятию нестандартных и гибких решений, приемлемых и позитивных для самого юридического лица;
  • процесс медиации значительно уменьшает негативное влияние на юридическое лицо в результате возникшего конфликта между его участниками, в частности, его репутацию, имидж, организационную и функциональную структуру;
  • медиация — это решение двух сторон принято с учетом интересов обеих сторон, а не решения суда.

Одной из основных задач применения процесса медиации, для разрешения спора между участниками юридического лица, должно быть сохранение активов юридического лица. Участники спора, с помощью медиатора, должны понять и визуализировать потенциально возможное негативное влияние существующего конфликта на актив юридического лица. Процесс медиации, непосредственно, в данном случае, должен быть направлен на минимизацию негативных последствий для юридического лица.

Положительным в применении медиации, для разрешения спора между участниками юридического лица, является ее цель. Так, цель медиации заключается в достижении решении, которое удовлетворит обе конфликтующие стороны. То есть, в отличие от судебного порядка, медиация имеет целью решить конфликт, а не привлечь к ответственности виновного. Более того, целью для медиатора должно быть достижение компенсации — удовольствие, в результате решения проблемы, для всех сторон.

Кроме того, лицо, которое является медиатором, должен помнить для себя некоторые особенности:

  • У медиатора отсутствует клиент. Клиентом медиатора есть проблема, и медиатор работает именно с проблемой и решает ее.
  • Медиатор работает с эмоциями, ведь споры, возникающие между участниками юридических лиц, имеющих эмоциональную подоплеку.
  • Для медиатора работа с негативом — обычный процесс.
  • Медиатор должен работать с обеими сторонами на равных условиях.
  • Для медиатора важно выявить сущность спора и его причину, с целью поиска оптимального пути решения спора.
  • Принятое решение по результатам решенного спора должно быть приемлемым для обеих сторон.
  • Медиатор должен быть неподкупным, при этом, медиатор не вмешивается в суть самого решения, которое приняли для себя стороны.
  • Медиатор должен найти «крайние точки» сторон, но к взаимному согласию стороны должны прийти самостоятельно. Если стороны не найдут общего решения, медиатор может предложить свое решение, так называемое предложение медиатора.
  • Также, медиатор должен помнить о том, что каждая медиация должна завершаться «Медиационным соглашением», которое заключается между участниками спора и подписывается обеими сторонами.

Медиационное соглашение должно содержать следующие обязательные условия:

  1. сроки выполнения соглашения;
  2. способы выполнения соглашения;
  3. ответственность сторон за невыполнение условий соглашения;
  4. обязанность сторон не обращаться в суд;
  5. обязанность сторон о выполнении соглашения безусловно;
  6. условия распределения расходов сторон на применение процедуры медиации.

Юристам, которые предпочитают применение судебного процесса, для разрешения спора между участниками юридического лица, должны помнить, что не все желания клиента, возможно, урегулировать в судебном порядке, в отличие от медиации. Кроме того, суд не имеет целью сохранить актив юридического лица, его организационную и функциональную структуру, имидж и репутацию. Более того, в процессе медиации стороны имеют возможность расширять свои требования.

Светлана Мороз, управляющий партнер

Подробности на сайте ЮК Dictum

Оставить комментарий