Фоновая музыка – привычный атрибут работы заведений торговли и услуг. Владельцы баров, ресторанов, кафе, гостиниц, салонов красоты, магазинов включают музыку для создания комфортной атмосферы для своих клиентов и персонала. Но всегда ли она звучит легально? Что должен сделать предприниматель, чтобы законно использовать музыкальный контент и какие санкции грозят нарушителям законодательства в сфере авторского права, рассмотрим в данной статье.

Произведения искусства, в частности музыкальные композиции, являются интеллектуальной собственностью, поэтому у них всегда есть собственник. Правообладателями музыки являются лица, владеющие авторским правом (авторы слов и музыки) и смежными правами (исполнители и производители фонограмм).

В Украине отношения правообладателей и предпринимателей регулирует Закон Украины от 23.12.93 г. № 3792-XII “Об авторском праве и смежных правах” (далее – Закон), который обязывает предпринимателей получить разрешение и уплачивать вознаграждение за использование музыки в коммерческой деятельности. Без выполнения этих требований использование музыки незаконно и влечет за собой юридическую ответственность.

Кто дает разрешение на использование музыки

Законом предусмотрено создание организаций коллективного управления (далее – ОКУ), которые действуют от имени правообладателей на основании полученных от них полномочий на управление правами. Такие организации уполномочены предоставлять разрешения на использование музыки путем заключения лицензионных соглашений с предпринимателями.

Деятельность ОКУ также заключается в сборе авторского вознаграждения (роялти), распределении и выплате собранных средств правообладателям. Распределение роялти происходит в соответствии с отчетами пользователей музыкального контента и отчетами украинских радиостанций, музыка которых создает музыкальный фон во многих заведениях.

Кто должен платить за музыку

Роялти должны уплачивать все субъекты хозяйственной деятельности, использующие музыку путем публичного исполнения. Такое использование заключается в представлении музыкальных произведений с помощью технических средств или живом исполнении музыкантами в месте, открытом для свободного посещения неограниченным количеством лиц. При этом не имеет значения, какое именно техническое устройство является источником звука – это может быть музыкальный центр, радио или телеприемник, компьютер, планшет или мобильный телефон.

Таким образом, заключать лицензионные соглашения на использование музыки должны бары, кафе, рестораны, спортивные и развлекательные комплексы, торговые центры, супермаркеты, магазины розничной торговли, салоны красоты, автосалоны и др.

Размер роялти: кто определяет и на каких основаниях

Расчет ставки роялти входит в компетенцию ОКУ на основании постановлений КМУ от 18.01.2003 г. № 71 и № 72, а также ст. 49 Закона. Обычно ОКУ устанавливают фиксированные ставки роялти с учетом того, насколько важным является использование музыки в том или ином заведении. Размер авторского вознаграждения рассчитывается для каждого заведения индивидуально, исходя из его типа, площади помещения или количества посадочных мест. Например, для ресторана ставка роялти рассчитывается исходя из класса заведения (сумма среднего чека) и количества посадочных мест, для магазина – из площади торгового зала. Также сумма выплат зависит от того, за какой период уплачивается роялти – за месяц, квартал или год.

Уплата авторского вознаграждения не облагается НДС и относится к составу расходов предпринимателя, использующего музыку в своей коммерческой деятельности.

Сколько стоит неуплата роялти

Нарушение авторского права и (или) смежных прав может угрожать нарушителю:

– возмещением морального (неимущественного) ущерба, причиненного нарушением авторского права и (или) смежных прав, с определением размера возмещения;

– возмещением убытков, причиненных таким нарушением;

– выплатой компенсации, которая определяется судом, в размере от 10 до 50 000 минимальных зарплат (от 32 тыс. до 160 млн грн).

Для этого суд должен принять соответствующее решение или определение (ст. 52 Закона). Таким образом, с 1 января 2017 года минимальная сумма компенсации за нелегальное использование одной песни составляет 32 000 грн. Инициирование судебного разбирательства входит в компетенцию ОКУ, представители которой имеют полномочия фиксировать факты внедоговорного использования музыки.

Процедура фиксации следующая: в заведении, где используется музыка, осуществляется видеофиксация и с помощью специальной программы определяется название песни и ее автор. По этим данным сотрудники ОКУ определяют правообладателя, которому принадлежат права на эти треки, и запрашивают у него документы, необходимые для инициирования судебного разбирательства.

С кем заключить договор

В Украине зарегистрировано более десяти ОКУ. Заключая соглашение с ОКУ, предприниматель должен убедиться, что он получает право использовать всю музыку, звучащую в его заведении. Для этого необходимо обратить внимание на следующие моменты:

1. Наличие Свидетельства организации коллективного управления, выданного Государственным департаментом интеллектуальной собственности Министерства образования и науки Украины.

2. Перечень действующих соглашений с правообладателями и каталогов произведений, переданных в управление.

3. Отсутствие изъятий правообладателями своих каталогов из разрешений организации.

4. Наличие соглашений с правообладателями на передачу в управление как авторского права, так и смежных прав.

В настоящее время ОКУ Украинской Лиги авторских и смежных прав управляет крупнейшим каталогом в Украине. Она представляет музыку таких глобальных издателей, как SONY MUSIC ENTERTAINMENT, WARNER MUSIC, а также ведущих украинских компаний “УМИГ Мьюзик”, Moon Records, “Мировая музыка”, “Украинская музыка”, Falyosa Family Factory, “Мама Мьюзик”, “Будинок культури” и др. Это сотни артистов и миллионы треков, от классики до горячих хитов мировой и украинской сцены.

Соблюдение Закона – это ответственность владельца заведения, в котором используется музыкальное произведение. Механизм уплаты и распределения роялти позволяет создателям музыки получать законное вознаграждение за свой труд и создавать новую музыку. В этом заинтересованы и предприниматели, ведь музыка играет важную роль в создании имиджа и атмосферы всех видов заведений.

Наталья ТЕСЛЯ, менеджер Украинской Лиги авторских и смежных прав, www.ulasp.org

Источник: Газета «Частный предприниматель»

You may also like

Leave a reply