Из украинской провинции — в миллиардеры: история успеха основателя WhatsApp Яна Кума

Из украинской провинции — в миллиардеры: история успеха основателя WhatsApp Яна Кума

Уроженец Украины Ян Кум, иммигрировав в США подростком, за 20 лет прошел путь от выживания на социальное пособие до создания самого популярного в мире мобильного мессенджера, купленного корпорацией Facebook за $19 млрд.

Он выбрал символическое место для заключения соглашения о продаже мессенджера WhatsApp — неприметное нежилое белое здание в нескольких кварталах от штаб-квартиры WhatsApp в Маунтин-Вью (Калифорния). Здесь раньше располагался офис некоммерческой организации North County Social Services, куда Куму в свое время приходилось обращаться, чтобы получать еду по социальным талонам, пишет Forbes.

Теперь в этом здании он стал миллиардером. За проект с выручкой $20 млн в год крупнейшая мировая соцсеть 19 февраля 2014 года выложила рекордные $19 млрд. Из них на долю Кума приходятся $6,8 млрд. Таким образом, Ян Кум теперь занимает второе место в списке богатейших украинцев, уступив только Ринату Ахметову.

В 1992 году Ян вместе с мамой и бабушкой иммигрировал в США из небольшого городка Фастов под Киевом, опасаясь преследования из-за еврейских корней семьи. Первый компьютер появился у Кума, когда ему было 19 лет, сообщает “Дневник успеха”.

В США иммигранты столкнулись с финансовыми трудностями. Чтобы хоть как-то выжить, Кум устроился работать уборщиком в магазин, так как другой работы на то время он найти не мог. Одновременно парень успевал учиться.

Позже у матери Яна обнаружили рак – и они выживали за счет ее пособия по инвалидности.

Поначалу Кум никак не мог привыкнуть к новым людям. Его очень возмущал холодный и жестокий стиль общения и поведения американцев, которые, по его словам, очень отличались от дружелюбных и мягкосердечных украинцев.

К 18 годам Кум увлекся учебой и программированием. Он был самоучкой и знаний набирался с помощью учебников, которые брал напрокат.

Это дало свои плоды — Ян присоединился к известной хакерской группе, где занимался официальным взломом серверов крупнейших компаний для выявления брешей в их защите.

Во время подработки от университета Кум познакомился с будущим соучредителем WhatsApp – Брайаном Эктоном, который устроил его на работу в компанию Yahoo.

В новой работе Ян разглядел свой шанс. Он ушел из университета, чтобы развивать себя в сфере IT, так как учеба отвлекала его от этого.

Через некоторое время Кум и Эктон решили уйти из Yahoo и отправиться в свободный полет.

Ян понимал, что будущее — за социальными сетями, и очень хотел работать в компании Facebook, но получил отказ.

Через некоторое время Кума осенила идея – создать мобильное приложение в виде мессенджера.

Он взялся за дело, и в 2009 году на свет появляется его мессенджер, который не получил никакой популярности. Приложением почти никто не интересовался.

Он уже готов был бросить свою затею, но Эктон уговорил его немного подождать. WhatsApp спасло то, что в IPhone появилась функция всплывающих сообщений, благодаря которой мессенджер в миг набрал нереальную популярность.

Когда вышел апгрейд 2.0, у WhatsApp уже было 250 тысяч пользователей. Ян Кум нашел инвестора: Джим Гёц из венчурной фирмы SequoiaCapital ссудил ему сначала $8 миллионов, потом компания получила еще $50 миллионов инвестиций.

Кум признался, что в тот момент его полностью поглотила работа.

“Это называется «человек в зоне». Я первые 2 года ездил только на работу, забыл, как выглядит мой племянник и друзья, потолстел на 40 фунтов (18 кг), перестал заниматься спортом. Приезжал в офис в 10 утра, а в час ночи уезжал домой, чтобы только переночевать. Когда человек начинает чувствовать, что людям нужен его продукт, он оказывается в замкнутом круге. В этом ничего плохого нет”, — рассказал программист.

Спустя некоторое время отказавший Куму в трудоустройстве Facebook выложил за его творение рекордные $19 млрд — это была одна из самых крупных сделок в интернет-индустрии.

“Объективно мы первые, кто придумал концепт, когда приложение построено на телефонном номере, и ваш социальный граф — контакты в телефонной книжке. Cейчас это достаточно популярная схема, её используют не только мессенджеры”, — рассказал Кум в интервью изданию The Vilage.

Кум с Эктоном продолжат управлять компанией WhatsApp после ее приобретения Facebook. По словам 42-летнего Эктона, они с партнёром как инь и ян — совершенно разные: он — наивный оптимист, Кум — больше параноик. Их обоих объединяет желание создать продукт для всей планеты.

«В следующие несколько лет на Земле будет 5 млрд владельцев смартфонов, которые потенциально заплатят нам деньги», — говорит Кум.

Источник

Оставить комментарий